Адвокатам и защитнику не дают встретиться с Евгением Юрченко
С первых дней прибытия в ИК-25 по формальным основаниям Евгений Юрченко был помещен в ШИЗО и ПКТ, а затем, после признание злостным нарушителем дисциплины, в ЕПКТ. Прессинг заключенного, не побоявшегося заявить о пытках в иркутских СИЗО, продолжается в течение двух лет до настоящего времени.
«По неустановленным обстоятельствам Евгений отказался от всех своих представителей, – рассказал исполнительный директор фонда «В защиту прав заключенных»* Валентин Богдан. – В связи с чем было принято решение о моем вступлении в процесс в качестве представителя Юрченко, что и было сделано 23 апреля».
Однако, несмотря на наличие законных оснований для свидания с Юрченко в ИК-2 города Ангарска, на протяжении нескольких дней ни Валентину Богдану, ни адвокатам не удалось переговорить с Евгением. «Это наводит на негативные размышления и заставляет сделать выводы о продолжении давления на Юрченко с целью принуждения к отказу от своих обвинительных показаний в отношении сотрудников ГУФСИН, как это ранее сделали с другим заключенным Денисом Покусаевым», – сообщил Валентин Богдан.
Евгений Юрченко – один из многих заключенных, подвергнутых пыткам после спровоцированного бунта в ИК-15. За два месяца до освобождения его, как и других заключенных, экстренно этапировали из ИК-15 в СИЗО-6 для расследования причин массового неповиновения и установления организаторов и активных участников беспорядков в колонии. Именно в СИЗО-6 ему довелось пройти тяжелейшие испытания: жестокие избиения, садистские издевательства и унижения. Он также был свидетелем этих издевательств над другими осужденными, в том числе сексуального характера. Его перестали бить за несколько дней до освобождения, чтобы хоть как-то скрыть следы побоев.
Евгений освободился, хорошо зная, что творится за стенами СИЗО-6. Согласно судебным материалам уголовных дел, аналогичные пытки происходили и в СИЗО-1. Издевательства имели массовый характер и длились с апреля по декабрь 2020 года.
Молодой человек сделал выбор. Он придал широкой огласке информацию о произволе, творимом в иркутских СИЗО. В итоге было возбуждено более пяти уголовных дел, установлено более 30 потерпевших. Уже осуждены несколько сотрудников и около десяти, действующих по их указаниям, разработчиков – непосредственных исполнителей избиений и издевательств. В настоящее время продолжаются четыре судебных процесса по пыткам.
А что же с Евгением? Система не забыла, какую лепту он внес в дело разоблачения разработчиков и организаторов пыток. Его предупреждали и просили уехать хотя бы на время судебных расследований из родной Вихоревки, но через несколько месяцев он вернулся домой. Возмездия долго ждать не пришлось. Повод быстро нашелся (по мнению адвокатов, это была чистой воды провокация), и теперь Евгений, продолжая являться потерпевшим по делу о пытках, вновь поступил в распоряжение сотрудников ГУФСИН Иркутск ой области, отбывая наказание в подведомственных ему исправительных учреждениях.
Его стерегут коллеги сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности за пытки. Репрессии начались с первого дня пребывания в колонии. Евгений месяцами не покидает ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ. На него давят и требуют отказаться от обвинения сотрудников СИЗО в пытках. Но он свой выбор уже сделал.
Так кто же он? Рецидивист, которому не место в обществе, или неравнодушный к чужой беде человек, страдающий за свои убеждения и отстаивающий человеческое достоинство?
* Признан иноагентом
Фото: ЗПЧ