Аналог охранных ордеров для жертв домашнего насилия будет использован судами

Конституционный суд РФ указал нижестоящим судам на возможность запретить агрессорам посещение мест, «в которых может регулярно находиться потерпевший», в том числе «приближаться к этим местам на определенное расстояние». Это фактически аналог охранных ордеров для жертв домашнего насилия. Правозащитники и адвокаты надеются, что суды примут к сведению постановление Конституционного суда и будут использовать запрет на приближение для защиты пострадавших.

Жалобу в Конституционный суд подала Ольга Балукова, пострадавшая от бывшего партнера. Девушка рассказала, что с 2015 по 2018 год состояла в отношениях с Артуром Лагранским. После расставания мужчина стал угрожать расправой и преследовать ее. В декабре 2019 года Артур Лагранский пришел на работу к Ольге Балуковой и избил ее; потом он стал душить девушку, пока она не потеряла сознание. Также агрессор ударил знакомого Ольги, который попытался вмешаться в ситуацию.

Руководитель Центра защиты пострадавших от домашнего насилия Мари Давтян обратила внимание, что ст. 53 УК РФ изначально была сформулирована так, чтобы суды имели возможность установить ограничение осужденному на посещение мест, где находится потерпевший. Однако суды общей юрисдикции консервативны, а потому назначают только то, что прямо указано в самом законе. Постановление Конституционного суда дает возможность использовать эту норму шире. «По крайней мере, мы сможем опираться на это постановление и более обоснованно просить суды применять эту норму для защиты потерпевших. Надеюсь, что со временем такая практика сложится», – отметила Мари Давтян.

Фото: Shutterstock

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека", РООССПЧ "Горячая Линия" и Фонд "В защиту прав заключенных" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
1 ноября 2019 года решением Верховного суда РФ Движение "За права человека" было окончательно ликвидировано.