Бесправие адвокатов – бесправие всех
Преследование адвокатов, защищавших политических оппонентов власти – одно из проявлений деградации правовой системы страны, позорное явление для любого государства. Это явление вдвойне позорно для государства, которое, именуя себя правовым, гарантировало в своей Конституции «право на получение квалифицированной юридической помощи».
Вадим Кобзев, Игорь Сергунин и Алексей Липцер честно и добросовестно выполняли свой профессиональный долг. В данном случае выполнение обычной работы адвоката требовало от них большого гражданского мужества, так как их подзащитные стали объектом ненависти и политической мести со стороны власти.
Только с помощью адвокатов люди, оказавшиеся в тюрьме, могут сообщать о своей судьбе, заявлять жалобы, как-либо контактировать с родственниками и внешним миром. Подвергая преследованию адвокатов именно за выполнение тех обязанностей, которые возложены на них законами во всех странах мира, российские власти дают понять, что в стране больше нет никаких даже формальных гарантий от произвола силовых структур, от мести правителей.
Подобным правителям, как показывает история, в ситуациях, когда за преступления приходится держать ответ, тоже приходится рассчитывать только на хороших адвокатов.
Страна возвращается к тоталитарным порядкам, которые гарантируют стране лишь беззаконие, застой и упадок. Мы это уже проходили. В условиях советского режима, на адвокатов, осмелившихся защищать критиков власти, диссидентов также оказывалось давление.
Борис Золотухин был исключен из коллегии адвокатов, Дина Каминская – отстранена от ведения дел. Но даже тогда уголовные дела против адвокатов в связи с представлением ими интересов «неугодных» подзащитных возбуждали крайне редко (как против Софьи Каллистратовой в 1981 г.). Именно эти юристы сегодня составляют гордость российской адвокатуры.
Для нынешней атаки на независимую адвокатуру даже трудно подобрать исторические аналогии из мировой практики репрессий. На подобное решались лишь диктатуры, перестававшие заботиться о своей репутации.
Мы должны констатировать, что не только преследование наиболее смелых защитников, но и общее принижение или даже обессмысливание роли защиты в уголовном процессе стало гнетущей тенденцией. Состязательность сторон, по сути, ликвидирована. Страна погружается в мрак полного бесправия.
Мы выражаем нашу гражданскую и профессиональную солидарность с нашими коллегами, оказавшимися за решеткой. Они отдали много сил в борьбе за право именно в тот период, когда такая борьба связана с рисками для свободы и самой жизни.
Мы знаем, что вопреки давлению и угрозам, в российском адвокатском сообществе всегда были и будут люди, способные выполнять свой профессиональный долг со всей твердостью и бесстрашием.
Ирина Алебастрова, доктор юридических наук
Екатерина Мишина, кандидат юридических наук
Лев Пономарев, правозащитник, иноагент
Илья Шаблинский, доктор юридических наук