Второй западный окружной военный суд начал рассматривать дело режиссера Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук

Беркович и Петрийчук обвиняют в оправдании терроризма, ч. 2 ст. 205.2 УК РФ, из-за спектакля «Финист Ясный Сокол». В 2022 году спектакль получил театральную премию «Золотая Маска» в номинациях «Лучшая работа художника по костюмам» и «Лучшая работа драматурга».

Интересы Жени Беркович в суде представляли адвокаты Ксения Карпинская и Елена Орешникова. Светлану Петрийчук защищала адвокат Мария Куракина. Сергей Бадамшин уведомил суд о невозможности участвовать в заседании.

Прокурор зачитала обвинительное заключение, согласно которому у Беркович и Петрийчук не позднее 5 августа 2019 года возник преступный умысел написать пьесу, которая будет формировать у зрителя привлекательный образ терроризма. По версии обвинения, подсудимые разделяют «крайне агрессивные формы ислама».

Женя Беркович вину не признала. Она указала, что никогда не разделяла никаких форм ислама, испытывая при этом уважение к мирным и законопослушным представителям этой религии. Беркович подчеркнула, что невозможно быть исламисткой и при этом вести светский образ жизни – состоять в гражданском браке, есть свинину, фотографироваться на пляже и не носить хиджаб. По словам подсудимой, следствие не пыталось соблюсти даже минимальную логику – спектакль невозможно поставить за две-четыре недели, как указано в обвинительном заключении. Беркович сообщила суду, что никогда ничего не публиковала (спектакль или читку пьесы) и не передавала кому-либо с целью размещения. Цель спектакля – профилактика терроризма.

Светлана Петрийчук также не признала себя виновной. Она усомнилась в том, что радикальные исламисты стали бы использовать театр для продвижения своих идей. Обвинительное заключение Светлана назвала заимствованным шаблоном чьего-то чужого обвинения. Она также заявила, что в ее пьесе не может быть никакого оправдания терроризма. Целью пьесы было указать на социальную проблему и предупредить о возможности опасных ситуаций.

В ходе заседания 20 мая суд исследовал письменные доказательства обвинения в восьми томах, после чего приступил к допросу свидетелей обвинения.

Директора театра «Дочери Сосо» Александр Андриевич рассказал суду, что на афише спектакля был размещен логотип Министерства культуры по согласованию с ведомством. К заявке на грант, помимо указания в ней цели проекта, его адресата и социальной значимости, прилагался тест пьесы. Суд также выслушал пояснения Жени Беркович по поводу читки и осуществления видеозаписи. Беркович еще раз подчеркнула, что она ничего не выкладывала в сеть.

Актриса театра «Дочери Сосо» Мариэтта Цигаль-Полищук сообщила суду, что благодаря спектаклю кто-то мог избежать участи его героинь. Главную героиню она назвала очень несчастной женщиной. Мариэтта также сказала, что Светлана Петрийчук не занималась распределением ролей. По словам свидетеля, видео спектакля, опубликованное уже после ареста Беркович и Петрийчук, было сделано в декабре 2020 года.

Обвинение настаивало на допросе еще двух свидетелей, которые ожидали своей очереди с десяти утра, однако суд учел, что подсудимые вернутся в СИЗО в час ночи, а в пять утра им надо будет вставать, чтобы быть доставленными на следующее заседание, и отложил заседание на 21 мая в 10:00. Судебный день длился более десяти часов.

 

Фото: Александр Андриевич

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека", РООССПЧ "Горячая Линия" и Фонд "В защиту прав заключенных" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
1 ноября 2019 года решением Верховного суда РФ Движение "За права человека" было окончательно ликвидировано.