Меру пресечения продлили без подсудимого
Южный окружной военный суд рассмотрел ходатайство прокурора о продлении меры пресечения девятерым украинцам, задержанным в Херсоне летом 2022 года и обвиняемым по статье о международном терроризме, ч. 1 ст. 361 УК РФ. Помимо международного терроризма подсудимым вменяют участие в террористическом сообществе, ч. 2 ст. 205.4 УК РФ.
Для участия в заседании по видеосвязи из СИЗО-1 был подключен Сергей Гейдт. Перед камерой он, однако, не появился, ссылаясь на повреждения лица. СИЗО предоставило справку о том, что у подсудимого черепно-мозговая травма. Суд, выслушав голос за кадром, удовлетворил ходатайство подсудимого и освободил его от участив заседании. Адвокат Анна Кинчевская сразу же заявила ходатайство об отложении заседания, так как не имела информации о том, в каком состоянии ее подзащитный. Данное ходатайство удовлетворено не было.
Несмотря на протесты защиты, суд приступил к рассмотрению ходатайства следователя о продлении меры пресечения на три месяца, до 10 сентября. При этом фактически судом исследовались материалы дела в отсутствие обвиняемого Сергея Гейдта, на что адвокаты также указали суду. Это не помешало прокурору выборочно огласить материалы дела, необходимые, по его мнению, для продления меры пресечения.
Выступая в защиту Дениса Ляльки, адвокат Татьяна Окушко указала на то, что он был насильно задержан 6 августа 2022 года и незаконно удерживался без предъявления обвинения. Она подчеркнула, что два месяца ее подзащитный был задержан без каких-либо законных оснований.
Юрий Каёв был задержан 5 августа 2022 года, а не 6 октября, как значится в материалах дела. Об этом рассказала адвокат Анастасия Саморукова. По ее словам, он находился два месяца в подвале, где подвергался незаконному физическому воздействию. В материалах дела отсутствуют сведения, каким образом Юрий, чья деятельность «была пресечена» в Херсоне, оказался в Симферополе. Адвокат задалась вопросом: как гражданин иностранного государства при отсутствии загранпаспорта пересек границу РФ и оказался в здании УФСБ города Симферополя, где и был официально задержан? Она была вынуждена сделать вывод о том, что ее подзащитный был похищен неизвестными лицами, которые представлялись сотрудниками ФСБ. Анастасия Саморукова указала, что не был получен ответ на заявление о пытках, в связи с чем заявление было направлено повторно.
Адвокат Светлана Сидоркина, выступая в защиту Сергея Офицерова, указала суду, что процессуальный порядок в заседании нарушен: «Вопреки позиции подсудимых и защиты оглашались документы, относительно допустимости которых мы возражаем». По мнению адвоката, ее подзащитный является комбатантом, несмотря на то что не является военнослужащим. Он находился на территории Украины во время задержания, имел вид на жительство этой страны и считает себя неподсудным этому суду. Сам Сергей Офицеров указал, что уже 22 месяца находится в СИЗО без каких-либо на то оснований. В Симферополь он попал, имея при себе только водительское удостоверение.
Адвокат Сергея Кабакова указал на то, что его подзащитный заявил в судебном заседании, что был незаконно задержан и длительное время содержался в подвале. Все это время он был лишен юридической защиты, а также всех гражданских прав, и вместе с другими подсудимыми содержался в нечеловеческих условиях. Все показания, которые находятся в материалах дела, со слов подсудимых, были даны ими под физическим и психическим воздействием. Достоверно установлено, что Сергей Кабаков был задержан в конце июля 2022 года, а протокол о его задержании датирован 6 октября. Все это было сделано, чтобы заставить обвиняемых давать нужные следствию показания.
Выступая в защиту Сергея Ковальского, адвокат Евгений Беркович заявил, что нарушена подследственность – УФСБ Крыма в Симферополе не имеет никакого отношения к происходящему в Херсонской области. По словам Берковича, Ковальский является гражданином Украины, при задержании он находился на территории Украины, также он является военнослужащим. Пытки и взятие в плен военнослужащего Ковальского зарегистрированы уголовным производством Украины.
На то, что Ковальский как гражданин Украины выполнял свой гражданский и воинский долг по защите и обороне государства от проводимой РФ СВО также указала адвокат Инна Лопухина. Она подчеркнула, что задержание ее подзащитного состоялось до вхождения Херсона в состав РФ, таким образом Ковальский является военнопленным. Сам Сергей Ковальский просил суд определить его содержание, как того требует Женевская конвенция об обращении с военнопленными.
Защита Олега Богданова указала на то, что он единственный кормилец в семье и был незаконно задержан 29 июля 2022 года, после чего вывезен из Херсона. Сам Олег Богданов отметил ухудшение состояния своего здоровья и сказал, что несмотря на его заявления, медицинское обследование в СИЗО-1 Ростова не проводят, хотя во время нахождения в СИЗО «Лефортово» ему был поставлен предварительный диагноз.
Защита Юрия Тавожнянского еще раз указала, что в деле нет никаких доказательств, кроме недопустимых. Защита Константина Резника присоединилась к доводам, изложенным другими адвокатами.
В итоге Южный окружной военный суд на заседании 30 мая продлил меру пресечения девятерым украинцам, задержанным в Херсоне летом 2022 года и обвиняемым по статье о международном терроризме, несмотря на отсутствие в заседании одного из подсудимых.
Фото: ЗПЧ