Роману Иванову в Королёвском суде вызвали скорую

В судебном заседании Королёвского городского суда по делу Романа Иванова суд допросил в качестве свидетеля защиты специалиста-лингвиста Елену Новожилову, которая подтвердила выводы своего заключения об экспертизе обвинения.

Перед допросом специалиста адвокат Катерина Тертухина ходатайствовала о приобщении к материалам дела ответа на адвокатский запрос, направленный в Калужский государственный университет имени Циолковского. Согласно ответу университета, лингвист Елена Цыпкина (один из двух соавторов экспертизы обвинения) не работала в данном учреждении в указанный период. Однако, по словам адвоката, «эксперт» показала в судебном заседании ранее, что работает по трудовому договору в этом университете. По мнению Катерины Тертухиной, это является основанием для исключения экспертизы обвинения как недопустимого доказательства. Прокурору потребовался перерыв, чтобы отреагировать на данное ходатайство. После перерыва она ходатайствовала о направлении судебного запроса в университет. Ходатайство Катерины Тертухиной судья постановила разрешить после получения ответа на судебный запрос.

Специалист Елена Новожилова рассказала суду, что одна методика, указанная в экспертизе, официально не является методикой, но только ее проектом. Второй указанной жесткой методике авторы экспертизы не следуют. Так, например, не может быть дан итоговый положительный ответ на вопрос о содержании в текстах Романа Иванова признаков возбуждения вражды и ненависти, если до этого соавторы экспертизы пришли к противоположным выводам. Методика предписывает делать отрицательный вывод. Также, по словам Елены Новожиловой, эксперты выходят за пределы своих компетенций и разрешают правовые вопросы в своей экспертизе, что недопустимо.

Свидетель подтвердила, что КГУ имени Циолковского не является экспертным учреждением. К государственным экспертам предъявляются обязательные требования: работать в государственном экспертном учреждении, пройти специальное обучение и аттестацию. Авторы экспертизы обвинения не соответствуют данным требованиям.

Также, по словам Елены Новожиловой, авторы экспертизы не владеют русским языком даже на уровне базовых школьных знаний. В экспертизе часто встречаются разрывы в словах, из чего можно сделать вывод о том, что куски текста, отформатированные с переносами, были скопированы из других документов. Специалист указала на то, что лингвистическая часть экспертизы написана человеком, который не является лингвистом.

Роман Иванов обратил внимание Елены Новожиловой на то, что эксперты обвинения приписали ему слова, которые он не писал и не публиковал. Специалист подтвердила, что это нашло свое отражение в ее заключении в качестве указания на подмену речи текста объекта исследования собственной речью эксперта.

После допроса специалиста-лингвиста адвокат Катерина Тертухина заявила ходатайство об исключении экспертизы обвинения как недопустимого доказательства, полученного с нарушением закона. Она выделила 12 оснований, каждого из которых достаточно для исключения экспертизы из доказательств.

В половине шестого вечера судья настаивала на допросе Романа Иванова, он просил об отложении в связи с плохим самочувствием. Суд отказал в отложении, вместо этого Роману вызвали скорую, которая приехала через час. Еще около часа потребовалось для врачебных манипуляций, после которых был сделан вывод о проблемах с давлением. Роман вернулся в судебное заседание около восьми часов вечера и ходатайствовал повторно об отложении заседания. Заседание отложено на 29 февраля в 14:30.

 

Фото: Дарья Корнилова

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека", РООССПЧ "Горячая Линия" и Фонд "В защиту прав заключенных" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
1 ноября 2019 года решением Верховного суда РФ Движение "За права человека" было окончательно ликвидировано.