Фонд «В защиту прав заключенных» инициирует уголовное дело по факту смерти Алексея Дьяченко

Начиная с 2020 года и по настоящее время фонд* «В защиту прав заключенных» на регулярной основе ведет работу по защите потерпевших из числа осужденных, ранее отбывавших наказание в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области (ИК-15), которые, по мнению правозащитников, не без прямого указания главного руководства пенитенциарной системы Иркутской области, возглавляемой Леонидом Сагалаковым, были подвергнуты жестоким пыткам, насилию, в том числе сексуального характера, а также издевательствам и иному обращению, унижающему человеческое достоинство.

Жестокой иронией является то, что СУ СКР по Иркутской области возбудил уголовное дело в отношении 19 осужденных по факту массового неповиновения, или как его еще называют бунта, произошедшего в апреле 2020 года на территории ИК-15. Жестокость заключается в том, что привлечение к уголовной ответственности этих 19 человек было построено на недопустимых доказательствах их вины: письменных объяснений самих осужденных, оговоров, самооговоров, добытых от них путем пыток, избиений и издевательств. В настоящее время в Куйбышевском суде города Иркутска одновременно проводятся разбирательства по четырем уголовным делам, в ходе которых участники процессов уже дали свидетельские показания о том, что целью насилия было получение письменных показаний о событиях, связанных с бунтом.

В числе 19 обвиняемых был 35-летний Дьяченко Алексей Николаевич, которому на момент совершения бунта оставалось всего две недели до его освобождения. Однако, исключительно по инициативе следствия, ему вменили меру пресечения в виде содержания под стражей в СИЗО, а затем совершенно безосновательно было отменено судебное постановление о его признании потерпевшим.

Известно, что пребывание в тюрьме крайне негативно сказывается на здоровье арестантов, а если учесть уровень безответственности и безразличия тюремных медков к нуждам больных людей, оно имеет тяжелые последствия.

Находясь в СИЗО-1, Алексей тяжело заболел, в связи с чем он неоднократно на протяжении длительного времени обращался к сотрудникам администрации и медицинским работникам данного учреждения с просьбами об оказании ему квалифицированной медицинской помощи, однако все его просьбы игнорировались.

Правозащитники и мама Алексея Рашида Мансуровна также более полугода добивались решения вопроса об установлении точного диагноза заболевания и дальнейшего лечения. Однако, согласно поступающим неоднократным отпискам на их обращения и жалобы, по мнению сотрудников СИЗО-1, заключенный Дьяченко симулировал свое заболевание. К сожалению, даже судья Дмитриев, не являясь специалистом о области медицины, уже в ходе судебного процесса по бунту негодовал по поводу того, что Алексей симулирует свое заболевание.

Болезнь взяла свое. 19 сентября 2023 года судебное заседание по бунту было отложено по причине болезни Алексея Дьяченко, которого накануне вывезли в медицинское учреждение на стационарное лечение. Огромную роль при принятии этого решения сыграли два человека: мама Алексея, обивавшая пороги всех ведомств и учреждений, а также Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семенова, при содействии которой 26 сентября 2023 года Алексею экстренно в судебном порядке изменили меру пресечения на не связанную с лишением свободы. В дальнейших планах стояло решение вопроса о прекращении уголовного преследования в связи с тяжелым заболеванием. Но, увы, состояться эти планам было не суждено. Ночью 29 сентября 2023 года Алексей Дьяченко умер.

Исполнительный директор фонда «В защиту прав заключенных» Валентин Богдан сравнил смерть Алексея Дьяченко с альтернативой обвинительному приговору в виде смертной казни – своеобразное ноу-хау иркутского правосудия.

Все сотрудники фонда «В защиту прав заключенных» искренне соболезнуют маме Алексея, его родным и близким.

Фонд берет на себя обязательство инициировать уголовное дело по факту смерти Алексея Дьяченко в отношении всех причастных ответственных лиц, в связи с их бездействием по оказанию надлежащей медицинской помощи.

 

* Признан иностранным агентом.

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека", РООССПЧ "Горячая Линия" и Фонд "В защиту прав заключенных" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
1 ноября 2019 года решением Верховного суда РФ Движение "За права человека" было окончательно ликвидировано.