Дмитрий Сотников: «Как граждане могут самостоятельно разобраться в идеологии, для верной квалификации которой, судам нужен профессиональный эксперт?»
В Верховном суде РФ продолжаются прения по апелляционной жалобе на приговор фигурантам «уфимской двадцатки» Хизб ут-Тахрир (организация запрещена в РФ). Как сообщает «Родительская солидарность», сегодня в прениях выступили адвокаты Дмитрий Сотников, Рустам Чернов и Каринна Москаленко, присутствовавшая на заседании по видеоконференцсвязи из Страсбурга. Следующее заседание состоится 14 сентября.
Выступая в прениях, Дмитрий Сотников напомнил судьям о том, что деятельность организации Хизб ут-Тахрир является ненасильственной: «Хизб ут-Тахрир отвергает насилие как способ достижения своей цели. Челны организации по преимуществу занимаются проповедованием своих взглядов». По словам адвоката, членов этой религиозной организации начали преследовать лишь потому, что правоохранителям потребовалось поднять статистику раскрываемости.
Адвокат Сотников поднял вопросы, которые не поднимались в суде первой инстанции, одним из которых была причина отсутствия в материалах углового дела сведений о проведении разъяснительных мероприятий, направленных на противодействие терроризму. По его словам, в деятельности его подзащитного не могло быть умысла на совершение террористической деятельности, поскольку сами власти Республики Башкортостан не вели просветительскую деятельность, направленную на борьбу с терроризмом. «Как граждане могут самостоятельно разобраться в идеологии, для верной квалификации которой, судам нужен профессиональный эксперт?» — обращается к суду адвокат. К тому же в уголовном деле отсутствуют ссылки на сайт ФСБ, где должна быть размещена информация о запрете деятельности Хизб ут-Тахрир в России. Дмитрий Сотников также указал на ошибки, допущенные в уголовном деле его подзащитного, в частности, на отсутствие протоколов обысков. К тому же, сторона обвинения не представила доказательств его террористической деятельности: «Вместо конкретных видов террористической деятельности в приговоре указано, что они провинились лишь тем, что участвовали в тайных индивидуальных и групповых религиозно-политических занятиях: проведение конференций и митингов, на которых были осуществлены мероприятия по пропаганде идей Хизб ут-Тахрир». Адвокат уверен: религиозно-политическая деятельность осуждённых не соответствует не подпадает под определение терроризма, которое указано в российской законодательстве. » В приговоре отсутствует описание объективной стороны преступления в виде действий, бездействий, запрещённых действующими нормами уголовного права… отсутствуют и доказательства того, что обвиняемые давали присягу о вступлении в Хизб ут-Тахрир» — заявил Дмитрий Сотников. Выступление адвоката завершилось аплодисментами.
Адвокат Рустам Чернов рассказал о процессуальных нарушениях, допущенных на предварительном следствии и на заседании суда первой инстанции. По его словам, доказательства вины осуждённых по делу Хизб ут-Тахрир сфабрикованы правоохранительными органами. «Это дело — приме того, как нельзя расследовать дела. Никогда бы такое дело прокурорский фильтр не прошло, ещё до Крыма. Что дальше будем делать? Людей за мнения сажать? За какую-то иную позицию? Я считаю, что тенденцию приведения нас к стандартам 37 года надо прекратить,» — комментирует процесс против Хизб ут-Тахрир адвокат.
Итог выступлениям Рустама Чернова и Дмитрия Сотникова подвела адвокат Каринна Москаленко. Она потребовала немедленно оправдать фигурантов дела Хизб ут-Тахрир, также указав на отсутствие доказательств в обвинительном заключении: экспертиз обысков, религиозной литературы.
Последним в этом заседании выступил гособвинитель. Он согласился со стороной защиты в том, что в деле «уфимской двадцатки» нет тех, кто причинял кому-либо реальный вред. Однако заявил, что исходя из показаний обвиняемых, деятельность организации Хизб ут-Тахрир подразумевает создание всемирного исламского государства, а это уже является покушением на конституционный строй. Кроме того, у обвиняемых обнаружены материалы, многие из которых занесены в список экстремистских материалов. Сторона обвинения также заявила, что осуждённые не могли не знать о запрете Хизб ут-Тахрир на территории России, к тому же некоторые из осуждённых привлекались к уголовное ответственности за аналогичную деятельность. Также, по словам гособвинителя, религиозная организация оправдывает террористическую деятельность. Все участники этой религиозной организации регулярно посещали её собрания и были осведомлены о том, что её программная литература содержит информацию экстремистской направленности. «Уголовные дела возбуждались в соответствии с требованиями ст.140 УПК РФ при наличии законных поводов, а также достаточности данных, указывающих на наличие признаков преступлений», — заявил гособвинитель.
Также сторона обвинения добавила, что все заявления осуждённых о ненадлежащих формах содержания надуманны и являются способом избежать уголовной ответственности. «Назначенное наказание соответствует требованиям уголовного закона и является соразмерным содеянному и справедливым,» — утверждал гособвинитель.
Подсудимый Ринат Нурлыгаянов попросил дать ему время, чтобы пообщаться с адвокатом и ответить на доводы стороны обвинения.
Ранее на заседаниях выступили адвокаты Андрей Широбакин, Светлана Заводцива, Тимур Идалов.
Напоминаем: 26 мусульман из Республики Башкортостан обвиняют в террористической деятельности из-за их участия в религиозной организации Хизб ут-Тахрир. По версии обвинения, фигуранты дела Хизб ут-Тахрир , «действуя в интересах ячейки террористической организации, осуществляли скрытную антироссийскую, антиконституционную деятельность в виде пропагандистской работы среди населения, склоняя жителей Республики Башкортостан к участию в деятельности указанной организации». Свою вину мусульмане отрицают. По словам правозащитников, дело в отношении мусульман было сфабриковано и является политически мотивированным, а сами верующие невиновны. Правозащитный центр «Мемориал» (признан Минюстом иностранным агентом) признал 26 фигурантов дела «Хизб ут-Тахрир» из Республики Башкортостан политическими заключёнными.