Дело о пытках Марины Рузаевой: свидетель рассказал о потере вещественного доказательства

В Усольском городском суде проходят  заседания  по делу  о фальсификации полицейскими материалов о пытках Марины Рузаевой.  Главным подозреваемым  по этому делу  является   следователь Сергей Лысых.   На  вчерашнем заседании суд допросил  свидетеля  —  следователя Романа Назырова, который являлся коллегой Сергея Лысых и вынес  два незаконных постановления о прекращении уголовного дела о пытках в связи с отсутствием состава преступления.  Назыров рассказал о  об утрате  вещественного доказательства пыток — скамейки, к которой пристегивали наручниками Марину Рузаеву и наносили ей удары током.  Свидетель также заявил, что фальсификация документов не повлияла    на принятие решения о прекращении уголовного дела.  При этом свидетель не учел, что  сфальсифицированные протоколы  являются недопустимыми доказательствами.    «Если бы свидетель отнёсся к допросу более серьезно, то СКР возбудил бы уголовное дело в отношении Лысых по выявленному следствием факту, а не заявлению пострадавшей», — комментирует показания свидетеля правозащитник Святослав Хроменков на своей странице в Facebook.

Следователь Роман Назыров (фото Святослав Хроменков)

Сергей Лысых является главным обвиняемым   в  подделке материалов о пытках.  На судебном заседании 18 февраля 2020 года он рассказал, как подделал протоколы. С его слов,  5 января 2016 года  ему была поручена проверка  заявления Павла Глущенко по факту пыток его жены Марины Рузаевой.  Он опросил  заявителя и  пострадавшую. В ходе опроса Павел Глущенко  рассказал,  что  у него  дома есть одежда Рузаевой, в которой она была в полиции в день, когда к ней применили пытки. Следователь решил изъять эту одежду, поскольку  на ней могли остаться следы преступления.  Для этого он попросил Глущенко привезти  ее  в отдел.  19 января Павел  Глущенко привез одежду Рузаевой в следственный отдел. Однако Лысых не смог ее изъять, поскольку уголовное дело о пытках в тот момент еще не было возбуждено, и проводилась доследственная проверка.  Тогда следователь Лысых принял решение изъять одежду  путем проведения осмотра помещения следственного отдела, где было совершено преступление.  Как рассказал Сергей Лысых  на заседании, он сделал это «с целью исключения утраты данной одежды и возможных следов преступления».  Полученную одежду , по словам Лысых, он не мог подменить и даже  сфотографировал ее  на телефон, упаковал и опечатал.

Следователь Лысых дает показания (фото Святослав Хроменков)

Лысых также признался, что  вписал  в протокол все сведения , вплоть до подписей, об участи понятых при осмотре  помещения, хотя понятых, как и  осмотра  помещения, не было. «Я  внес сведения о понятых, чтобы не тратить законность изъятия вещей», — объясняет Сергей Лысых. Дату проведения осмотра  следователь  также подделал. В протоколе он указал, что осмотр был проведен 15 января.   Лысых раскаивается,  в том что подделал протокол осмотра помещения и  говорит, что сделал это, поторопившись.  Лысых также сообщил, что не составлял протокол осмотра вещей Рузаевой. «Практики осмотра изъятой одежды в рамках проведения процессуального следствия не применяются», — объясняет Лысых.  Протокол осмотра вещей отсутствует и в его компьютере.

Лысых признался, что протокол осмотра предметов был подготовлен с помощью другого принтера  и визуально отличается от других документов, составленных при проведении проверки по заявлению Павла Глущенко. Он не смог пояснить, кто  изготовил протокол осмотра документов, поскольку, кроме Лысых, с  уголовным делом по факту пыток Рузаевой работали и другие следователи.

Напоминаем,  правозащитники обвиняют следователя Усольского СО СКР Лысых С.И. в том, что он подменил пальто-пуховик Рузаевой, в котором пострадавшую увезли в полицию и пытали шокером.  Также правозащитник Павел Глущенко, проверяя документы, выявил  в них расхождения и поддельные подписи понятых, которые не деле не присутствовали  при изъятии вещественного доказательства.

 

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека", РООССПЧ "Горячая Линия" и Фонд "В защиту прав заключенных" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
1 ноября 2019 года решением Верховного суда РФ Движение "За права человека" было окончательно ликвидировано.