Конкурсная комиссия для распределения грантов «Агоростартап» должна формироваться открыто и прозрачно
Прокурору КБР ХАБАРОВУ Н.А.
Руководителю Управления юстиции Министерства юстиции РФ по КБР КУЖОНОВУ Ж.А.
Копия: Министру сельского хозяйства КБР СИЖАЖЕВУ Х.Л.
Заключение
по результатам общественной экспертизы приказа Министерства сельского хозяйства КБР от 27.04.2020г. №40 «О Положении о конкурсной комиссии по определению победителей конкурсных отборов получателей грантов «Агростартап», а также на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных ферм и материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов»
Министерством сельского хозяйства КБР разработан и издан приказ «О положении Конкурсной комиссии по определению победителей конкурсных отборов получателей грантов «Агростартап», а также на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных ферм и материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов».
Указанный приказ размещен на портале Правительства КБР в информационной сети «Интернет» на официальной странице Минсельхоза КБР.
Нами проведен тщательный анализ Положения и установили следующее:
1. В соответствии с пунктом 1 Положения определяется порядок формирования и деятельности конкурсной комиссии, образуемой Минсельхозом КБР, для проведения конкурсного отбора получателей грантов «Агростартап», а также на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных ферм и материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Таким образом, Минсельхоз КБР планирует создать только одну комиссию на проведение конкурсного отбора по четырем программам. А с учетом того, что согласно правовым актам, разработанным Минсельхозом КБР регулирующих механизм проведения конкурсного отбора в 2020 году, только по одной программе рассмотрение заявок растянуто на более чем 70 рабочих дней, т.е. почти 3-4 месяца.
Создание одной комиссии по четырем программам усилит нагрузку на самих работников Минсельхоза КБР — членов комиссии, которые должны еще исполнять свои непосредственные обязанности по должности. Кроме того, это приведет к повышению нагрузки на общественников, которым придется ходить в Минсельхоз долгое время как на работу, бросив свои дела.
Как показывает опыт, многие члены конкурсной комиссии-общественники очень часто не могут присутствовать на заседаниях комиссии и осуществлять свои функции в силу личных обстоятельств и должностных обязанностей по основному месту работы. Зачастую заседания проводят работники министерства, так как кворум для проведения собрания устанавливается в 50% от общего числа членов комиссии.
В этой связи предлагаем образовать минимум две конкурсных комиссий.
2. Пункт 3 Положения предлагаем изложить в редакции –«Конкурсная комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики».Дело в том, что Кабардино-Балкарской Республике делегированы полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих механизм проведения конкурсного отбора получателей грантов.
3. В пункте 5 Положения необходимо добавить полномочия по утверждению Конкурсной комиссией форм:
а) акта проведения очного собеседования и осмотра места реализации проекта;
б) листа оценки заявки, предусматривающего начисление баллов.
После их составления с ними должны быть ознакомлены, согласованы и подписаны участниками конкурного отбора.
Копии указанных документов должны вручаться заявителям на месте для возможности оперативного обжалования в случае несогласия с их содержанием.
Очное собеседование и осмотр места реализации бизнес-проекта осуществляют рабочие группы из числа конкурсной комиссии в составе не менее 3 человек и утверждается решением конкурсной комиссии.
4. В пункте 8 Положения указывается, что протоколы заседаний конкурсной комиссии с приложением заключений членов Конкурсной комиссии по результатам выездного собеседования и осмотра условий реализации направляются в Минсельхоз в течение 5 рабочих дней с даты заседания конкурсной комиссии.
Между тем, в указанной норме не указывается, для чего и в каких целях необходимо направлять протоколы, также не указано, копии или оригиналы должны направляться, а также кто должен направлять и кому вручать под ответственность из числа работников Министерства и с подписью о получении.
Необходимо прописать конкретные цели, ответственных лиц за направление и хранение протоколов, а также механизм передачи протоколов.
5. Пунктом 9 Положения предусматривается, что состав комиссии утверждается приказом Минсельхоза по согласованию с Общественной палатой КБР.
Однако, несмотря на то, что пунктом 1 Положения предусмотрено, что настоящее Положение должно определять порядок формирования и деятельности конкурсной комиссии, само Положение не содержит необходимых норм по порядку формирования состава и деятельности комиссии. Отсутствует механизм возможности публичного формирования состава комиссии. Каким образом определяется состав Комиссии, порядок публикации информации о начале формирования конкурсной комиссии и порядок рассмотрения поступивших заявок рекомендательных от общественных организаций и других ведомств, проектом Положения не регламентированы, также не регламентирован порядок и основания направления на согласование в Общественную палату КБР списка кандидатов членов комиссии, не урегулированы действия Общественной палаты по внесению предложений в составы конкурсной комиссии и т.д.
Следует указать, что сложилась практика предыдущих лет, когда состав членов конкурсной комиссии формировался в основном за счет представителей Баксанского и Прохладненского районов. Кроме того, в составе комиссии находятся лица с 2012 года, которых давно необходимо подвергнуть ротации, среди них есть, к сожалению, такие, которые допускали серьезные нарушения, из-за которых их надо заменить.
6. Пунктом 26 Положения установлено, что в случае подачи заявителем по предложению Конкурснойкомиссия заявления о предоставлении уточненного проекта и плана расходов Конкурсная комиссии рассматривает заявление в срок до 10 рабочих дней с даты его получения и принимает решение о принятии уточненного проекта и плана расходов и включении заявителя в список победителей конкурсного отбора либо об отклонении уточненного проекта и плана расходов с указанием причины отклонения. Примерно такая же норма заложена и в пункте 27 Положения.
Между тем, указанные пункты имеют как внутренние противоречия, а также не соответствуют нормам постановления об утверждении Порядка предоставления грантов, Порядку предоставления гранта «Агростартап» и административного регламента предоставления государственной услуги, в которых таких полномочий и оснований отказа не предусмотрено. Их необходимо устранить.
В каких случаях заявителям необходимо вносить изменения и кому именно Конкурсная комиссия может предложить внести изменения, а каким заявителям не будет предлагать вносить изменения, из текста не понятно, что в свою очередь содержит коррупциогенные факторы.
Кроме того, отказ в представлении гранта в связи с отклонением уточненного проекта и плана расходов Порядком не предусмотрен.
Таким образом, сам приказ об утверждении Положения о конкурсной комиссии юридически не проработан, полностью отсутствует прозрачность при формировании состава конкурсной комиссии, не исключены коррупционные факторы при ее формировании.
С учетом настоящего заключения, просим провести антикоррупционную и правовую экспертизу и по ее результатам принять решение.
М.Г. ЧЕЧЕНОВ — первый заместитель председателя Координационного совета адыгских общественный объединений В.Н. ХАТАЖУКОВ — руководитель Кабардино-Балкарского Правозащитного центра Х.Д. КУЧМЕЗОВ — Руководитель регионального отделения Политической партии «Яблоко» Ж.М. ГУБАЧИКОВ — Руководитель Общественного комитета «За мир и межнациональное согласие в КБР»