Любовь Мосеева-Элье: «Греберовские чтения»

Антрополога Дэвида Гребера не стало в начале осени 2020 года – в те же дни, когда рождался Свободный университет.

Дэвид, как и мы, очень любил свободу и не любил бюрократию. Благодаря книгам “Долг”, “Утопия правил”, “Бредовая работа”, “Фрагменты анархистской антропологии” Гребер стал весьма популярен в России.

В рамках публичной программы, которую Свободный университет организовал совместно с Сахаровским центром, прошли Греберовские чтения.

Мероприятие прошло онлайн.

На чтениях:

• узнать о ещё не вышедшей книге Дэвида Гребера и Дэвида Венгроу. Например, в ней утверждается, что в масштабах истории человечества западные общества – это не первые в мире изобретатели революций и демократии, а наоборот, острова загадочной несменяемости политического и экономического строя,

• послушать рассказы друг друга о бредовой и небредовой работе (или покритиковать эту концепцию),

• поспорить о том, зачем нужны публичные интеллектуалы,

• поговорить о жизни без государства,

• обсудить претензии антропологии к экономической науке,

• спросить о Дэвиде Гребере у людей, знавших его как учителя и друга.

Важнейшая черта исследований Гребера – уверенность, что время больших вопросов не закончилось, что мы можем и должны задумываться об основаниях социальных взаимодействий и ставить их под сомнение. Он умел смотреть на привычные нам социальные структуры как на что-то случайное, ненужное и даже идиотское. В этом мы постараемся следовать Греберу.

РАСПИСАНИЕ

11:30 – 13:45 Антропология и экономическая наука — как построить несуществующий диалог и о чем?

Выступления участников open-call.

При участии Ивана Болдырева, философа и историка экономики, профессора университета Неймегена

Дэвид Гребер показал, что можно писать антропологические книги-блокбастеры на самые экономические темы: деньги, долг, труд. Его работы – это еще и беспрецедентно популярная глава гораздо более длинной истории, истории критики в адрес мейнстримной экономической науки со стороны остальных социальных и гуманитарных дисциплин. Но зачем существует эта критика? Почему критика и ее объект продолжают жить словно в параллельных реальностях? Насколько верны представления дисциплин друг о друге? Предполагают ли экономика и антропология совершенно разные эффекты своей деятельности, но по умолчанию, не разъясняя этого? Как мы можем освободиться от охраны дисциплинарных идентичностей и вернуться к предмету, вроде бы объединяющему многих: благосостоянию, справедливости и осмысленности экономической системы? Какие ресурсы для этого содержит антропология с ее интересом ко всем человеческим обществам, включая некапиталистические?

Модератор: Сергей Стеблёв, экономист и независимый исследователь

14:00 – 15:45 Контрвласть: жизнь без государства.

И в современных обществах, и в истории Дэвид Гребер как антрополог-анархист исследовал формы существования социального, не связанные с государством. За привычными нам социальными отношениями он слишком хорошо видел скрытое насилие и был уверен, что люди могут обходиться без него — жить без государства. Многие жители экс-СССР конца XX — начала XXI веков тоже живут без государства. Гребер прав?

В дискуссии участвуют:

• Симон Кордонский, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ,
Дмитрий Рогозин, руководитель Лаборатории методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС,

• Николай Ссорин-Чайков, доцент Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ СПб, главный редактор журнала Social Antropology,

• Илья Утехин, профессор факультета антропологии Европейского университета СПб.

Модератор: Борис Грозовский, обозреватель, автор Телеграм-канала EventsAndTexts


Любовь Мосеева-Элье

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека", РООССПЧ "Горячая Линия" и Фонд "В защиту прав заключенных" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
1 ноября 2019 года решением Верховного суда РФ Движение "За права человека" было окончательно ликвидировано.