Вместо выхода на волю после 12 лет в СИЗО и колониях – новое дело за «дезорганизацию»
Мы взяли интервью у адвоката Тимура Идалова, защищающего в Кировской области «экс»-осуждённого Альберта Бегидова.
В ноябре Бегидов должен был выйти на свободу после 12-летнего пребывания в заключении (под следствием, которое шло более семи лет и затем в колониях).
Но его не выпустили, оформив новую уголовку: якобы Бегидов за две недели до выхода на волю зачем-то оттолкнул и ударил сотрудника колонии.
— Расскажите, как Вы столкнулись с этим подзащитным, как Вы стали вести его дело, и кто он сам такой?
— Альберт Вячеславович Бегидов (1982 г.р.) находился под стражей много лет и был осуждён в 2014 году. Он полностью отбыл срок 12 лет 1 месяц по приговору Верховного суда Кабардино-Балкарии по известному «нальчикскому делу» (делу 58-ми) (http://old.memo.ru/d/180563.html) и должен был выйти 10 ноября 2017 г.
Бегидов изначально сидел в колонии ИК-27 (в пос. Лесной Верхнекамского района). В мае 2017 года его беспричинно (и уже второй раз за время отсидки) вывозили в СИЗО №1 Кирова, где двое сотрудников ФСБ склоняли Бегидова к сотрудничеству после выхода на свободу, а на тот момент – к доносительству на другого человека. Однако он отказался. Тогда у него «нашли» лезвия и с августа отправили в ЕПКТ, в ИК-6 (только в ней есть ЕПКТ), который руководит печально знаменитый Александр Бибик.
И вот, осенью, за две недели до истечения своего полного срока, ему инициировали возбуждение уголовного дела по статье 321 УК РФ («дезорганизация» исправительного учреждения). Из колонии его так и не выпустили на долгожданную свободу, а перевели в СИЗО №2 Кирова, где он находится и сейчас (меру пресечения – арест – продлевали уже трижды; 22 января было последнее продление, до конца февраля).
Я вступил в дело как адвокат, в рамках сотрудничества с ООД «За права человека» и Фондом «В Защиту прав заключённых».
— Что послужило реальным мотивом для возбуждения такого дела?
— Мотив тут усматривается на 100%, поскольку по его «основному» делу потерпевшими являлись тоже сотрудники УФСИН. Бегидов тогда (в 2005 году) отказался от предложения совершать преступления и сдался властям, однако его осудили.
Ещё до дела по 321 УК, один из сотрудников ИК-6 мне возмущённо говорил: «А вы знаете, ЗА ЧТО он сидит», проявлял личную неприязнь к Бегидову.
— Т.е. получается, что сотрудники кировского УФСИН его не любят и хотят чтобы он сидел и дальше?
Абсолютно так.
— Что конкретно инкриминируют Альберту Бегидову, что произошло?
— По версии обвинения событие «дезорганизации» произошло 25 октября 2017 г.
Бегидов мылся – проводилась помывка (в ЕПКТ), потом туда зашёл сотрудник колонии Евгений Прошкин. И якобы Бегидов взял этого сотрудника «за шкирку» и отшвырнул Прошкина в коридор, причём под 90 градусов вбок от двери. Бегидов категорически утверждает, что это ложь и готов подтвердить на полиграфе и отстаивать в ходе суда свою невиновность.
29 октября следователем Омутнинского межрайонного отдела СК М.Л.Телициным было возбуждено уголовное дело.
— Присутствовали ли там другие осуждённые, сотрудники? Есть ли видеозаписи?
— Никого больше не было. Видеокамер в помывочной не было, только видеокамера в коридоре. В нарушение правил внутреннего распорядка колонии и ведомственных инструкций сотрудник Прошкин, в одиночку и без видеорегистратора, зашёл в помывочную.
— Как получилось, что судьба свела их в этот день? В обязанности Прошкина входит сопровождение заключённых при помывке?
— Нет, Прошкин – оперуполномоченный, он был просто на дежурстве, и в его функции помывка не входит, такого никогда не было, чтобы опер конвоировал осуждённого с помывки. Прошкин самостоятельно решил вывести Бегидова из помывочной.
— Нет свидетелей, нет видео. А как фиксировалось событие тогда? Прошкин зафиксировал повреждения, как они описаны в медицинских документах?
— В тот же день, 25 октября, сотрудник Прошкин обратился к начальнику медсанчасти – Баклановой, которая зафиксировала у него кровоподтёк на правом плече и ссадину на левой голени.
И тот же день Прошкин побывал в ЦРБ (центральной районной больнице) Омутнинска, где у него врач Завьялов уже зафиксировал ссадину на правой голени. Примечательно, что фсиновец Прошкин в недавнем прошлом сам был работником этой Омутнинской ЦРБ.
— Производилась ли фото- или видеофиксация телесных повреждений у Прошкина?
— Нет, не делались.
— Что в итоге положено в «доказательную базу» обвинения, помимо показаний самого Прошкина и этих двух медицинских справок (МСЧ и ЦРБ)? Когда и как проводилась судебно-медицинская экспертиза, что делал эксперт?
— И документы МСЧ и документы ЦРБ приобщены к делу.
В середине ноября экспертом Костицыным была проведена судебно-медицинская экспертиза, и этот документ мне пытались не давать. Там написано, что есть ссадина на левой голени (как в первой справке МСЧ), хотя справка ЦРБ говорит о правой голени.
В экспертизе сказано, что Прошкин лично был осмотрен в ходе экспертизы. Но это далеко не факт, можно подозревать «договорняк», нужно проверять биллингу.
Изначально «потерпевший» утверждал, что Бегидов его оттолкнул, а после настойчивых уточняющих вопросов следователя, сказал – оттолкнул и ударил.
— Что можно сказать про эксперта-медика Костицына, который проводил судебно-медицинскую экспертизу? Откуда он?
— Он местный, у него большой стаж. Он работает в Омутнинской ЦРБ.
— А, и он тоже там работает?
— Да, они все (и Прошкин раньше, и врач Завьялов, и эксперт Костицын) связаны своими биографиями с этой больницей.
— На какой стадии дело находится сейчас?
— Следователь Телицин попытался передать дело в суд до нового года, не проведя два важных следственных действия: следственный эксперимент и видеотехническую экспертизу.
Почему нужен следственный эксперимент: дело в том, что Прошкин не мог вылететь от толчка из двери помывочной в коридор вбок на 90 градусов, там решётка; человек должен был лететь по прямой. «Весовая категория» у Бегидова и Прошкина примерно одинаковая.
Второе необходимое следственное действие – видеотехническая экспертиза. Единственная видекамера – коридорная. Пустой коридор и вдруг из двери вываливается, попой на пол, этот Прошкин, без причинно-следственной связи с какими-либо действиями Альберта Бегидова.
И вот, на днях, 22 января 2018 г., прокурор (по нашей жалобе и обращению от ООД «За права человека») не утвердил обвинительное заключение. Прокурор вынес постановление о возвращении материалов дела для производства дополнительного расследования, обязав следствие провести эти два следственных действия.
Ну а Бегидов по-прежнему находится в СИЗО №2 Кирова. В этом СИЗО он уже дважды попадал в карцер, кстати. Сотрудники УФСИН по-прежнему заинтересованы в том, чтобы он не вышел на свободу.
— На случай проигрыша дела – на ЕСПЧ рассчитываете?
— Да, и можем ещё просить ЕСПЧ применить 39-й статью Европейской конвенции, для немедленной защиты от опасности. Представителем Альберта Бегидова в ЕСПЧ является Пётр Курьянов («За права человека»).
— Если так всё плохо для Бегидова в кировских колониях, в случае осуждения может быть надо ставить вопрос о его переводе в другой регион?
— Конечно, такой вопрос придётся поставить, если он будет осуждён к лишению свободы.
— Кто ему ещё помогает? Родственники, друзья?
— Его в Нальчике ждут родственники (отец, мать, жена и сын-школьник, который его не видел ещё ни разу в жизни).
Бегидов невиновен. Он должен быть оправдан (мы очень надеемся на это) и выйти на свободу, к семье.
Источник: Территория пыток