Алексей Дьяченко – признать потерпевшим нельзя отказать
Удивительные метаморфозы происходят в кабинетах третьего отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Иркутской области с юридическим статусом заключенного Алексея Дьяченко в иркутском пыточном деле. Человека, подвергнутого жестоким пыткам и избиениям также, как и многих других заключенных после якобы бунта в ИК-15, продолжают считать свидетелем. Так удобно следствию. Ведь в другом параллельно расследующимся деле о массовых беспорядках он является обвиняемым. Решение Кировского районного суда, устоявшее в апелляционной инстанции, при этом просто игнорируется.
24 февраля 2021 года адвокат Дарья Астафьева посетила заключенного Алексея Дьяченко в иркутском СИЗО-6. Он рассказал ей, что после событий в колонии, официально названных бунтом, его избили в ИК-15, после чего вывезли в СИЗО-6. Там он был неоднократно подвергнут истязаниям, при которых присутствовали сотрудники СИЗО: «Дверь в каптерку была открыта, напротив каптерки в другом помещении сидел оперативный сотрудник СИЗО-6 (в очках, высокий, худой), а по коридору ходил ОМОН».
В этот же день адвокат направила заявления Алексея Дьяченко о совершенных сотрудниками ИК-15 и СИЗО-6 преступлениях в СУ СК РФ по Иркутской области. В ответ тишина. 18 мая, после окончания допроса Алексея Дьяченко по делу о массовых беспорядках, адвокат заявила ходатайство о признании его потерпевшим. В ответ пришло постановление об отказе за подписью следователя Никиты Семенова, в котором он, ссылаясь на УПК РФ, разъяснял, что следователь вправе самостоятельно направлять ход расследования и принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий.
2 июля 2021 года Кировский районный суд Иркутска удовлетворил в порядке ст. 125 УПК РФ жалобу адвоката на отказ следствия признать Алексея Дьяченко потерпевшим. 30 сентября Иркутский областной суд постановил оставить без изменения решение Кировского суда, то есть признал незаконным отказ от признания Алексея Дьяченко потерпевшим. Бездействие должностных лиц СУ СК РФ по Иркутской области было признано незаконными.
После визита адвоката и представителя фонда «В защиту прав заключенных»* Петра Курьянова к руководителю СУ СК РФ по Иркутской области с постановлениями судов первой и второй инстанции, а также вежливых вопросов о том, почему Алексей Дьяченко все еще не признан потерпевшим в деле о пытках, лед тронулся. 18 октября 2021 года постановлением следователя Александра Корнева Алексей Дьяченко был признан потерпевшим в деле о пытках.
Поскольку следователи СУ СК РФ по Иркутской области вправе самостоятельно принимать решения о производстве процессуальных действий, 1 декабря 2021 года следователь Александр Корнев отменил свое собственное постановление о признании Алексея Дьяченко потерпевшим на основании якобы проведенной проверки, результаты которой защитникам заключенного так и не были предоставлены.
Вероятно, для того, чтобы мысль о полной самостоятельности и независимости СУ СК РФ по Иркутской области улеглась в головах адвокатов и правозащитников, работающих по пыточному делу и продолжающих писать жалобы, 17 марта 2022 года заместитель руководителя третьего отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Иркутской области Татьяна Дьяконова ставит решительную точку в деле о непризнании Алексея Дьяченко потерпевшим. Она подписывает сразу два постановления. Первое постановление – об отмене отмены постановления Корнева о признании Дьяченко потерпевшим. Второе постановление – об отмене постановления о признании Дьяченко потерпевшим. Все возвращается на круги своя в исходную точку 24 февраля 2021 года.
«Сейчас юридический статус Алексея Дьяченко не определен, – рассказал юрист Валентин Богдан, которого Алексей Дьяченко просил быть своим представителем. – Нам-то ясно, что он потерпевший. Это видно из показаний других потерпевших. Они говорят: «Да, мы видели, как его избивали». И в адвокатских опросах, и в допросах потерпевших, и в очных ставках фигурирует ряд сведений о том, что Дьяченко является потерпевшим. Однако официально он не потерпевший, и представлять его интересы в качестве потерпевшего я не имею права».
Правозащитники, в том числе лично Лев Пономарев,* неоднократно просили на разных уровнях различных ведомств перевести иркутское пыточное дело в ведение СК РФ именно для того, чтобы избежать ситуации, когда дело о пытках расследуют его же основные заказчики и бенефициары. Их позицию в рамках своей компетенции поддержали Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семенова. Однако призывы правозащитников остались гласом вопиющего в пустыне. Именно поэтому Алексей Дьяченко, которого душили, пытали, унижали и избивали разработчики с ведения сотрудников СИЗО-6, до сих пор не имеет статуса потерпевшего.
* Признан иностранным агентом.
Фото: https://angarsk38.ru