Решение о ликвидации МХГ является политическим

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕВ ПОНОМАРЕВ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕВ ПОНОМАРЕВ

Дорогие друзья! Власть решила ликвидировать Московскую Хельсинскую группу – старейшую правозащитную организацию, существующую с 1976 года. Минюст обратился в суд с административным иском о ее ликвидации. Предлог, с помощью которого Минюст пытается обосновать необходимость ликвидации МХГ, смехотворен. Хельсинская группа якобы нарушила своей деятельностью установленный регион регистрации группы. Знаю сотни общественных организаций, которые не выполняют это требование, поддерживая людей в разных регионах. По-другому и не может быть. Много лет это не препятствовало работе МХГ. Решение это, без всяких сомнений, политическое.

МХГ появилась в советское время и стала первой правозащитной организацией, хотя политические объединения диссидентов существовали до нее. На фоне отдельных героических акций диссидентов МХГ была первой организацией, которая начала ставить вопросы правозащиты системно. Ее основатель и первый руководитель – ученый-физик и правозащитник Юрий Орлов поставил практическую задачу. МХГ следила за тем, как Советский Союз выполняет Хельсинские соглашения – обязательства, которые были взяты на себя Советским Союзом перед международным сообществом.

Конечно же, их разогнали. Некоторых посадили, в том числе и Юрия Орлова. Людмила Михайловна Алексеева была вынуждена уехать. Работа группы была прекращена и возобновилась только в годы перестройки, в 1989 году. Но настоящее второе дыхание у МХГ открылось в 1996 году – в год ее двадцатилетия. Людмила Михайловна была избрана председателем МХГ, а я стал заместителем председателя.

В 90-е годы был расцвет правозащитной деятельности в России. Сотни правозащитных организаций возникали по всей стране. МХГ естественным образом стала центром этого процесса. Хельсинская группа инициировала создание региональных правозащитных центров широкого профиля. Предполагалось, что в правозащитные приемные человек мог прийти с любым вопросом, и по социальным, и по политическим темам. Именно МХГ принадлежала инициатива объединить эти организации в рамках одного общероссийского движения «За права человека», сейчас оно также ликвидировано. «За права человека» занималась любым вопросом – как защитой социальных прав, так гражданских и политических. Я считаю, вторая огромная по своей значимости заслуга Хельсинской группы состоит в том, что она способствовала созданию общероссийского движения «За права человека».

И в путинские времена МХГ продолжала играть роль объединителя и способствовала созданию независимого Правозащитного совета России (Совета российских правозащитников), который позволял вырабатывать общую позицию для всего правозащитного сообщества страны.

А при президенте существовал Правозащитный совет (СПЧ), который формировался администрацией президента. СПЧ одно время был вполне работающей структурой. Я не входил туда, я ставил свои вопросы через членов совета. СПЧ при президенте играл уникальную роль два десятилетия – Путину в глаза говорили правду. Раз в год, в День прав человека, он встречался с правозащитниками, и они говорили ему правду. Каждый гражданин мог прочитать стенограмму или посмотреть видео встречи на портале: kremlin.org. Все остальные встречи президента с «народом», как известно, осуществлялись с помощью подставных фигур. Людмила Михайловна играла в СПЧ заметную роль. Путин к ней приглядывался. Я не верю, что он ее уважал, это человек, который не имеет эмпатии. Но, как мне кто-то объяснил, он ее изучал. СПЧ сейчас практически полностью разогнан, но участие членов МХГ и лично Людмилы Михайловны в его работе в течение многих лет – это третья большая заслуга МХГ.

Уничтожая системообразующие правозащитные структуры, власть не сможет уничтожить необходимость защиты прав человека и людей, встающих на защиту этих прав. Более того, она делает эту необходимость еще более востребованной. В одном из своих писем политический заключенный Владимир Кара-Мурза написал: «Я уверен, что возрождать МХГ будут ее нынешние члены».

Путин последовательно уничтожает гражданское общество, ядром которого являются правозащитные организации. Сердцем правозащитных организаций является МХГ.

Лев Пономарев

 

Фото: duma.gov.ru

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека", РООССПЧ "Горячая Линия" и Фонд "В защиту прав заключенных" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
1 ноября 2019 года решением Верховного суда РФ Движение "За права человека" было окончательно ликвидировано.