Куйбышевский районный суд приговорил четырех разработчиков, пытавших заключенных в иркутском СИЗО-1, к срокам до 8 лет
«Говорин А.В. по кличке Псих приговорен к 8 годам 2 месяцам особого режима, Шадрин Н.В. по кличке Ежик получил 7 лет 4 месяца строго режима, Картопольцев Ю.С. по прозвищу Клоун – 7 лет 4 месяца общего режима, Разума В.С. приговорили к 7 годам особого режима», – сообщил правозащитник Петр Курьянов.
Мужчинам вменили восемь эпизодов по п. «а» ч. 2 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, совершенные группой лиц). В деле восемь потерпевших-заключенных, подвергнутых сексуализированному насилию. Рассмотрение дела прошло в закрытом режиме. 7 августа судья Людмила Иванова постановила приговор. Несмотря на то что и потерпевшие, и подсудимые указывали, что пытки осуществлялись по прямому указанию сотрудников СИЗО-1, называя при этом конкретные фамилии, в приговоре отражено, что насилие происходило из-за личных неприязненных отношений.
Начиная с досудебной стадии и до вынесения приговора защитой прав потерпевших от пыток занимались приглашенные фондом «В защиту прав заключенных» (признан иноагентом) адвокаты и юристы. Фонд продолжает курировать еще три судебных процесса по пыткам осужденных из ИК-15.
Напомним, в начале апреля 2020 года, после спровоцированной акции протеста в ИК-15, десятки осужденных из колонии были подвергнуты пыткам и насилию в СИЗО-1 и СИЗО-6 с целью выбивания признательных показаний – самооговоров и оговоров других заключенных в организации массовых беспорядков. Возбуждения уголовного дела по факту пыток удалось добиться только в начале 2021 года после личного вмешательства Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой. С просьбой продолжать расследование пыток в иркутских СИЗО к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину обращалась член СПЧ Ева Меркачева. Правозащитник Лев Пономарев (признан иноагентом) неоднократно привлекал общественное внимание к иркутскому пыточному делу, указывая на то, что оно является наиболее крупным уголовным делом в России о сексуальном насилии в отношении заключенных и от того, как именно оно будет расследовано, зависит судьба признанных потерпевшими по другим, менее громким, делам о пытках в колониях и СИЗО.
Правозащитник Лев Пономарев и первый публично рассказавший о пытках после спровоцированного бунта в ИК-15 Евгений Юрченко. Фото: ЗПЧ