«Дело Шестуна»: новая технология незаконного отъёма собственности в пользу государства?
Публикуем материалы пресс-конференции, которая прошла 3 апреля 2019 года в пресс-центре Росбалт в связи с иском Генеральной Прокуратуры РФ против Александра Шестуна и юридических лиц, действующих на территории Серпуховского района.
В пресс-конференции приняли участие исполнительный директор ООД «За права человека» Лев Пономарев, член Совета по правам человека при Президенте РФ Андрей Бабушкин, председатель общественного комитета по защите Александра Шестуна Влада Русина, адвокаты Алексей Липцер и Андрей Кириллов, эксперт Ольга Жукова и директор Калиновской мелкооптовой базы Роман Селезнев.
Как отмечают организаторы, впервые столь массово нарушается право на частную собственность. Они полагают, что в рамках рассмотрения дела по иску Генеральной прокуратуры к Шестуну А.В. необоснованно привлечены в качестве соответчиков ООО «Кругосвет», ООО «Парк Дракино», ООО «Винтер», ООО «АгроРезерв», ООО «ВЭСТ», ООО «Капитал плюс», ООО «Пегас», ООО «Центр», ООО «Эльбрус», ООО «Амерест», ООО «Ударник» и др. В общей сложности — 20 юридических и 15 физических лиц.
Таким образом, в «деле Шестуна» Генеральная прокуратура, вопреки действующему законодательству и Конституции РФ, создает прецедент изъятия в собственность государства имущества третьих лиц, ответственность которых не определена судом.
Истоки этого иска связаны с уголовным делом в отношении главы Серпуховского района Подмосковья Александра Шестуна, возбужденным 13 июня 2018 года.
Возбуждению уголовного дела предшествовали следующие события. Александр Шестун, намереваясь сохранить пост главы Серпуховского муниципального района Московской области, собирался принять участие в выборах 9 сентября 2018 года. Губернатор Московской области Андрей Воробьев и иные заинтересованные лица начали оказывать на Шестуна давление, чтобы он отказался от выдвижения. Апофеозом этого давления стала встреча в Администрации Президента, в ходе которой генерал ФСБ Иван Ткачев и один из руководителей Администрации Президента Андрей Ярин угрожали Шестуну фабрикацией уголовного дела и посадкой. Шестун записал эти угрозы на диктофон и представил их в видеообращении к Путину. В настоящий момент, это обращение посмотрело уже несколько миллионов человек.
Приводим отрывок из диктофонной записи:
Ткачев: Да, о конфликте. Об этом говорит директор, об этом говорит уже Кириенко, мне с ним завтра встречаться. Ты шутишь, тебя просто катком переедут и все. Тебя все равно подтянут, ты будешь сидеть, пока тебя будут держать, ты пойми. По Сугробову ты видел, да, проехали?
<…>
Ткачев: Мне жалко, я не об этом говорю. Ты не допускай того, что тебя просто переедут, и у тебя будут ох*енные проблемы.
<…>
Шестун: Ну, так давайте дождемся решения суда. Как можно до решения суда сливаться?
Ткачев: Жди! Тогда суд ты проиграл.
Шестун: Ну, это понятно, что суд я уже проиграл.
Ткачев: А вот если ты сейчас напишешь бумагу и уйдешь, то суд ты выиграл.
Шестун: Не выиграю.
Ткачев: Выиграешь! Слышь, команда президента и Кириенко. Хочешь ты или не хочешь, ты не будешь, Саш. Я тебе говорю! Поверь, я все-таки с Соловьевым, губернатором Марий Эл Маркеловым. Они тоже так же говорили, уперся и один, и второй. Вообще никаких. Вообще нет шансов. Все списки согласования, начиная от губернатора и в район на выборы, идут через меня. Я вижу, кого переедет через месяц, кого через два, кого через три, кого сменят, кто боится. Большая идет. Все решается у него. Ты ему отдаешь, он кладет в сейф. То же самое сделали Соловьев и Маркелов. Маркелов приехал сюда, его ломали две недели. Он написал, положил его в сейф, а ушел и раскрутил в обратную сторону все. Его бы никто не арестовал, им всем дали возможность красиво уйти, если бы они не пошли в противовес, против, их бы никто не тронул. Они пошли в противовес, была команда, паровоз поехал.
В этих нескольких абзацах изложена вся суть нынешнего политического режима, основанная на двух тезисах: «кого хотим, того посадим» и «кому позволим идти на выборы, тот и пойдет». Оба тезиса противоречат Конституции Российской Федерации. Практически в любой стране, которая имеет хоть какое-то отношение к демократии, после такой публикации начались бы проверки, которые привели бы минимум к увольнениям недобросовестных чиновников. У нас же всё произошло иначе: все угрозы были выполнены, тем самым подтвердилось существование этих двух базовых принципов политического строя в России.
***
Следствие считает, что в период с 2008 по 2014 год Шестун незаконно передал частной компании несколько земельных участков в подведомственном ему районе. Ущерб оценивается в сумму более 60 млн рублей, потерпевшая сторона — администрация Серпуховского района. 5 февраля 2019 года в отношении бывшего чиновника было возбуждено еще одно уголовное дело — ему вменяется получение взяток на 9,9 млн рублей. Уголовное дело находится на стадии следствия.
Одновременно Генеральная прокуратура подала иск к Александру Шестуну и еще 35 соответчикам (15 физическим и 20 юридическим лицам) об обращении в доход Российской Федерации их имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.
Часть этих соответчиков, в частности, ООО «Кругосвет», ООО «Парк Дракино», ООО «Винтер», ООО «АгроРезерв», ООО «ВЭСТ», ООО «Капитал плюс», ООО «Пегас», ООО «Центр», ООО «Эльбрус», ООО «Амерест» ООО «Ударник» и др., обратилась в ООД «За права человека» с просьбой о защите. Изучив обстоятельства дела, мы приняли решение представлять их интересы в судах по иску, предъявленному Генеральной прокуратурой. Прежде всего мы хотим обратить внимание на следующее:
Во-первых, мы наблюдаем всего лишь третий в современный России пример массового отъема собственности у людей, как-то аффилированных с крупными чиновниками. До Шестуна аналогичные иски предъявлялись только в делах Александра Хорошавина и Дмитрия Захарченко. В настоящий момент эти иски оспариваются на стадии Верховного суда. В этих процессах встречными исками поставлена под сомнение законность отъёма имущества лиц, которые не являются близкими родственниками обвиненных в коррупции чиновников, как того требует российское законодательство.
Во-вторых, мы фактически наблюдаем государственное рейдерство, которое, может быть, и находит эмоциональную поддержку у общества, но не опирается на закон. Такое рейдерство применяется не ко всем чиновникам, обвиняемым в коррупции, а выборочно – в случае ареста имущества бывшего губернатора республики Коми Вячеслава Гайзера ничего подобного не проводилось.
В-третьих, мы имеем дело с первым случаем массового отъёма собственности у юридических лиц – ранее подобные практики применялись только в отношении физических лиц.
Генеральная прокуратура, используя административный ресурс и откровенно нарушая нормы закона, создаёт беспрецедентную технологию отъема государством имущества третьих лиц, не имеющих никаких юридически оформленных отношений ни с Шестуном А.В., ни с членами его семьи, ответственность которых не определена ни законом, ни судебным решением. Всем, кто знаком со сложившейся по делу ситуацией, ясно, что Генеральная прокуратура требует обратить в доход Российской Федерации имущество юридических лиц, при том, что Шестун не входил ни в состав учредителей, ни в состав исполнительных органов этих организаций.
Ответчиками весь период финансово-хозяйственной деятельности уплачивались все предусмотренные Налоговым кодексом налоги и сборы в доход Российской Федерации. Все доводы Генеральной прокуратуры основаны на предположениях органов предварительного расследования основного уголовного дела, расследование по которому не завершено, а также доказательствах, незаконно предоставленных из этого уголовного дела. Нарушены все нормы уголовного производства, разглашена тайна следствия, а допущенные защитники в гражданском деле не предупреждены о недопустимости разглашения материалов дела.
Доводы Генеральной прокуратуры о незаконном выводе земель из муниципальной собственности в частную Шестуном А.В. при участии соответчиков не подтверждаются доказательствами и являются предположением органов следствия. Информация о наличии аффилированности Шестуна А.В. и соответчиков – юридических лиц в материалах дела отсутствует.
Генеральная прокуратура в своем иске откровенно маскирует свои окончательные цели, искусственно смешивая личные вещи и недвижимость, принадлежащие Шестуну А.В. и членам его семьи с объектами недвижимости, принадлежащими третьим лицам, не имеющим никакого отношения ни к Шестуну, ни к вменяемому ему преступлению.
Откровенно игнорируя нормы закона, Генеральная прокуратура не учитывает интересы иностранных компаний, являющихся основными владельцами долей отдельных юридических лиц. Например, компания «АФТОЛО ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД» (КИПР) владеет 78% уставного капитала ООО «ВИНТЕР», «А.Д. ЛЕДВЕЛОП ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД» (КИПР) является владельцем 78% уставного капитала ООО «ЦЕНТР».
Генеральная прокуратура, используя нормы Федерального закона № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходами», направляет все свои действия на формирование механизма нелегитимного отчуждения собственности лиц, в отношении которых не ведется ни уголовного преследования, ни гражданского, ни арбитражного судопроизводства, предусмотренного законом.
С учетом всех обстоятельств дела, остается сделать вывод, что Генеральной прокуратурой безусловно грубо нарушены нормы и принципы охраны частной собственности, гарантируемые ст.35 Конституции РФ и ст. 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Создание механизма «скрытой национализации» имущества, не может способствовать созданию условий как для привлечения инвестиций, так и для нормального функционирования экономики в целом. Кроме того, в результате необдуманных действий Генеральной Прокуратуры создается прецедент, при которых любой гражданин Российской Федерации может быть лишен собственности по наговору заинтересованного лица.
В настоящее время Серпуховской район оккупирован силовиками и фактически стал полигоном для отработки технологии взятия под контроль общественной и экономической жизни района: захват имущества хозяйствующих субъектов, запугивание местных жителей, поддерживающих ранее избранного главу администрации района. Реальное, чуть ли не физическое, давление оказывается на защитника Шестуна – председателя общественного комитета Владу Русину. Защита прав граждан там уже не гарантирована.
ОДД «За права человека» готово взять под контроль права человека в «оккупированном» Серпуховском районе. Мы просим всех неравнодушных граждан и собственников, на которых может быть оказано давление, обратиться с заявлениями в ООД «За права человека» о защите своих прав.
***
Нас особенно беспокоит, что Александр Шестун голодает 55-й день. Это реально угрожает его жизни и уже наложило необратимый отпечаток на его здоровье. Голодовка, с нашей точки зрения, не самый правильный и эффективный способ защиты. Однако причины, по которым он держит голодовку, не оставляют ему иного выбора. Одно из условий выполнимо властью – это поместить его в Бакулевский центр в связи с имеющимся у него заболеванием сердечно-сосудистой системы, которое вызывает неожиданную потерю сознания. И об этом диагнозе известно руководству СИЗО. Мы будем добиваться того, чтобы его поместили в Центр им. Бакулева.