Власть по понятиям
Уголовно-исполнительная инспекция ФСИН по г. Череповцу обратилась в суд с требованием заменить правозащитнику Григорию Винтеру исправительные работы на реальное тюремное наказание.
Заседание суда назначено на18 октября, но вероятно, будет отложено из-за занятости адвоката по соглашению Ольги Калининой. На фоне событий последнего времени сообщение выглядит тривиальным. Такое происходит даже в Москве в отношении людей, находящихся на острие общероссийского и международного внимания. Чего уж тогда ожидать в каком-то Череповце? Но на самом деле ситуация необычная. Чтобы это стало ясно, познакомлю краткими штрихами с главным героем.
Специальность и профессиональная деятельность
Специалист в области палеонтологии мягкотелых организмов. Входит в число наиболее успешных учёных мира в этой очень редкой научной специализации. Открыл официально признанный РАН ископаемый фаунистический комплекс этих организмов, возраст которых составляет от 465 до 300 млн. лет. Среди открытых Винтером ископаемых животных есть совершенно фантастические экземпляры, единственные в мире – такие, как полностью замещённая минералами ордовикская медуза!
Правозащитник издал 30 научных работ, посвящённых новым видам доисторических животных, в рецензируемых изданиях. С нуля построил Музей естествознания в Лицее «АМТЭК» — единственный в Вологодской области полноценный школьный естественноисторический музей. С 2010 по 2015 годы передал в Череповецкое музейное объединение исторических и культурных артефактов примерно на 750 тысяч рублей (в аукционной оценке).
Благотворительное увлечение
Зоозащитник. Содержит приют для животных – отобранных у живодёров кошек. Его родители, репрессированные в СССР и высланные с Дальнего Востока в Череповец за политические убеждения в 1981 году, воспитали сына в любви к животным и природе. Как и покойный отец – профессор Электрон Григорьевич Дементьев, академик 4 зарубежных научных обществ, — Григорий содержит передержку для больных и брошенных животных, проводит их реабилитацию. Практически все деньги тратит на своих подопечных: слепых, выброшенных прежними хозяевами в мусорный контейнер, вытащенных из-под колёс машин. Его гордость – это кошка Су-су, которая попала в руки к Винтеру котёнком с полностью раздробленными костями правой задней лапы, а сейчас бегает, прыгает и даже не хромает!
Блоггерство и медийно-организационная деятельность
С 2014 – один из создателей агрегатора новостей «Антиботы», который сейчас разросся до размеров медиа-империи, охватывающей до 1 миллиона читателей в месяц. После утраты контроля за «Антиботами», в 2015 году с нуля построил новую сеть агрегаторов новостей, охватывающую аудиторию стран СНГ, Балтии, Центральной и Западной Европы. Учитывая опыт «Антиботов», в которых была внутренняя борьба между несколькими создателями, Винтер стал единственным владельцем медиа-группы «Альфа-news», в целях безопасности набирая на место администраторов людей, проживающих в Дальнем Зарубежье. Сейчас новости в «Альфа-news» собирают админы из Канады, Испании и Чили. Общий контроль за деятельностью «Альфа-news» осуществляется также из Испании, причём администраторы общаются между собой на испанском языке.
Разоблачение противозаконной деятельности местного Следственного отдела СКР
В 2008 году Григорий столкнулся с фактом похищения начальником Следственного отдела по г. Череповцу СКР Владиславом Крашкиным малолетнего Хаяла Васильева — сына подследственного Эльшада Шаммедова. Украв ребёнка из социального приюта, Крашкин пытался вынудить Шаммедова признаться в особо тяжком преступлении, шантажируя его жизнью сына. В похищении 5-летнего Хаяла и сокрытии этого преступления принимали участие сотрудники прокуратуры г. Череповца, Департамента образования Вологодской области, Следственного комитета, Вологодской областной и Череповецкой городской прокуратур – всего более 20 человек. Режиссёром всех этих действий была мать Владислава Крашкина – Любовь Крашкина, бывший первый заместитель прокурора Вологодской области по вопросам соблюдения законности в отношении несовершеннолетних.Через 5 лет борьбы, благодаря международному скандалу и вмешательству центрального аппарата ФСБ, Григорий Винтер вывез Хаяла Васильева чартерным самолётом в Азербайджан, где тот сейчас проживает в принадлежащем ему коттедже с круглосуточной охраной, т.к. родственники боятся повторного похищения. У юноши диагностированы необратимые изменения в поведении: он агрессивно относится к незнакомым людям, отказывается говорить на русском языке и рассказывает страшные вещи про своё пребывание в детском доме в России, где его называли «чуркой» и издевались. За похищение Хаяла Васильева и сокрытие информации о его пребывании, Любовь Крашкина была с позором отправлена в отставку, а её сыну Владиславу Крашкину было предложено незамедлительно уволиться из СКР, поэтому он был вынужден уехать на работу в Архангельскую область. Но Васильева и её сын успели отомстить за себя, вынудив Череповецкий госуниверситет не продлять контракт с Винтером, несмотря на его популярность среди студентов.
Разоблачение СИЗО Череповца, сотрудники которого скрывают, что по отношению к арестантам оперативники и следователи применяют пытки
В 2016 году Григорий Винтер опубликовал судебный репортаж «Пытки как новая реальность», в котором рассказал о пытках в череповецком СИЗО. Совершенно нечеловеческие истязания применялись по отношению к русскому националисту, которого пытались обвинить в создании вооружённой экстремистской группы. Каждую вторник в течении 8 недель оперативники ФСБ приезжали в СИЗО г.Череповца за Игорем Антверпиным (имя изменено в интересах лица, пострадавшего от пыток). Во время пыток проводилось удушение пакетом и выбивание показаний с помощью электрического тока. Продолжительность пыток поражает воображение – во время первого раунда истязаний Игоря пытали непрерывно в течение 12 часов, из которых не менее 6 часов его били электрическим током. Кроме того, проводился психологический прессинг: в ярких красках ФСБшники рассказывали Антверпину, как будут насиловать его жену и что будет с ней потом.
Пост «Пытки как новая реальность» в оригинале или заимствованиях прочитало более 2 млн. человек. Григорий Винтер считает, что именно громкая огласка помогла обвиняемым добиться в суде оправдательного приговора – факт создания вооружённой экстремистской группы не был доказан, дело развалилось.
Однако пытавшие заключенных лица так и не были наказаны. Наказан сейчас сам Винтер – теперь именно УФСИН требует лишить Григория свободы.
Разоблачение пыток в местном ФСБ
После публикации Григорием репортажа о пытках в подвале местного ФСБ, деловой партнёр Винтера – бывший ФСБшник Юрий Хлебушкин — был жестоко убит у себя дома. Этот человек в течении 2 лет был информатором Винтера, уведомляя его о резонансных делах. Его тело со следами избиений было найдено в закрытой квартире. Судя по обстановке, Хлебушкин отчаянно сопротивлялся убийцам – большая комната, где он был обнаружен, полностью разгромлена. Винтер, подавший в СК заявление об убийстве и ходатайство об эксгумации тела Хлебушкина, не смог сдержать слёз, когда следователь СК Артём Колобов показал ему фотографии изуродованного тела Юрия… Однако, СКР по Вологодской области не стал возбуждать дело об убийстве Хлебушкина – якобы, в крови погибшего было много алкоголя и он погиб от интоксикации. Винтер, обладающий специальными познаниями, пересчитал данные, предоставленные СК, на вес погибшего Хлебушкина и получилось, что человек, ведущий здоровый образ жизни, выпил залпом незадолго до смерти не менее 2 литров водки. Естественно, что такое невозможно.
Разоблачение пыток в отделах полиции
Кроме того, правозащитник интенсивно отстаивал права потерпевшего, которого в мае 2017 года в течение шести часов пытали во 2-ом отделе полиции г. Череповца. Тогда Винтер вскрыл факты сокрытия местным СК пыток задержанных в отделах полиции Череповца, даже в тех случаях, когда издевательства полицейских приводили к смерти людей.
Разоблачение преступной деятельности местного госнаркоконтроля
Была раскрыта информация о банде Советова, действовавшей под крышей череповецкого госнаркоконтроля. Григорий и его подзащитный Рза Рзаев были первыми, кто рассказал на суде о чудовищных пытках, которыми выбивали показания Советов и его подчинённые. В итоге банда Советова была ликвидирована, но право на реабилитацию подзащитный Винтера – отличие от очень многих – не получил, т.к. его в экстренном порядке экстрадировали из России. Мало кто знает в Череповце и Вологодской области, что в ходе судебного процесса по делу Рзаева основной свидетель – Руслан Мажаров – покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна Череповецкого городского суда. Шансов выжить у него не было – он разбил голову об асфальт. Никто из сотрудников прокуратуры Череповца, вынудивших Мажарова дать ложные показания в отношении большой группы заключённых ИТК в п. Шексна, не ответил за страшную смерть молодого, здорового и весёлого парня. Также не пострадал никто из судей или администрации суда, чьи руки по локоть в крови Руслана. Почти все сотрудники прокуратуры г. Череповца, которые участвовали в фабрикации уголовных дел по наркоманским делам в 2007-2012 гг., до сих пор работают на своих месте. Относительно недавно один из этих людей со злостью сказал Винтеру: «Из-за тебя я дом не достроил», из чего Григорий понял, что бывший глава череповецкого госнаркоконтроля Советов делился доходами от имущества, «отжатого» у задержанных, с прокуратурой и судейскими.
Природоохранная деятельность
Как ни странно, но для самого Григория смертельно опасной оказалась активность именно в этом направлении. Вместе с единомышленниками Винтер организовывал митинги и сбор подписей против вырубки череповецкими властями Пуловского леса – старинного елового бора площадью 67 га, находящегося в черте города. Власти тогда воспользовались тем, что в их документах этот лес, в царские времена считавшийся охотничьими угодьями, значился, как кустарник.
На митингах в местном «Гайд-парке» общественность требовала отставки мэра Авдеевой, Главы города Гусевой, отмены всех решений по Пуловскому лесу. Осенью 2017 г. такие митинги уже собирали до 500 человек, их популярность нарастала. Начиная с первого же митинга Авдеева и Гусева пишут на Винтера – который на тот момент был простым участником данных мероприятий – заявление в полицию по ст.282 УК РФ (экстремизм). В интернете и государственных СМИ, а также в изданиях, курируемых организациями, существующими на государственные гранты (например, «Офицеры России»), против него была развёрнута травля. А14 марта 2018 года в Череповец прилетел представитель президента по северо-западному федеральному округу Беглов — он выполнял поручение В.В.Путина, которому Винтер от имени инициативной группы по Пуловскому лесу отправил телеграмму. Когда рано утром Григорий собирался ехать на встречу с полпредом в аэропорт, на него произошло нападение. Неизвестный уголовной внешности догнал Винтера, идущего к ожидавшей его машине, и с большой силой ударил арматурой в висок. От удара Григорий упал. К счастью, его голова при этом оказалась под машиной, и нападавший не смог продолжить бить по ней. Тогда он начал избивать Григория ногами в тяжёлых зимних ботинках. Выходящие из подъезда люди стали громко кричать и преступник убежал. Винтер узнал его – этот человек в предыдущий вечер поджидал его возле квартиры. Но тогда жизнь Винтеру спасло то, что после смерти бывшего ФСБшника Хлебушкина он стал крайне осторожным. Поэтому, встретив 13 марта 2018 года возле своей квартиры незнакомого человека уголовной внешности, он вышел из подъезда и дождался соседей. Григорий связывает момент покушения с тем фактом, что за несколько часов до него Винтеру звонил начальник полиции Иванов, в ультимативной форме требуя личной встречи.
Судя по характеру травм у Винтера, нападавший преследовал цель убить его. Только случайность спасла Григорий от смерти – именно в этот день он надел головной убор, хотя обычно его не носит. Из-за удара, который пришёлся в правый висок, Винтер потерял 50% зрения на правом глазу и теперь вынужден носить очки. Государственная поликлиника отказывается проводить обследование и госпитализацию для установления причины утраты остроты зрения.
Борьба против функционирования местной власти не по закону, а «по понятиям»
7 мая 2015 года Антон Фокин – деловой партнёр и друг Винтера, вместе с ним создавший несколько успешных экспозиционных проектов в местном музейном объединении – погиб при взрыве мины во время подготовки к юбилейному Дню Победы. В одном из постов Григорий прозрачно намекнул, что Антон Фокин и сварщик Андрей Кузнецов погибли страшной, мучительной смертью из-за амбиций заместителя мэра Череповца – Елены Авдеевой, рвущейся к власти. Кто мог тогда подумать, что именно Елена Авдеева — по замыслу губернатора Вологодской области — должна была участвовать в следующих выборах мэра Череповца от партии «Единая Россия»?
Однако из-за громкого скандала, связанного с тем, что Винтер написал правду про трагедию в Парке Победы (и 49 дней пробыл на больничном – не выдержало сердце), специалисты по выборным технологиям посоветовали отказаться от прямых выборов в г. Череповце – Елена Авдеева гарантированно бы проиграла такие выборы и мэром крупного промышленного города стал бы представитель оппозиции. Поэтому в 2016 году в г. Череповце срочно поменяли Устав города, отменили прямые выборы мэра, появился пост Главы города, избираемого депутатами городской Думы, а не народом. Мэр (а по сути, сити-менеджер) стал назначаться по конкурсу. Условия конкурса не были опубликованы, критерии отбора неизвестны. Простой избиратель утратил все права на участие в определении судьбы города. Прокуратура, ФСБ, полиция, мэрия начали жёстко прессовать даже подконтрольную оппозицию. Фактически был отстранён от власти мэр города Кузин, его полномочия захватила Елена Авдеева. Обезумевшая от бесконтрольной власти женщина организовала увольнение Григория Винтера из лицея «АМТЭК» и разгром созданного им школьного естественноисторического музея. Затем в Череповце начали крайне жёстко преследовать сторонников Алексея Навального, штрафуя их за раздачу воздушных шаров, за сбор подписей, постоянно прослушивали все телефоны, взламывали почту, запугивали родных и близких, устраивали провокации. Именно в таких невыносимых условиях в Череповце и возникло движение граждан в защиту Пуловского леса, остановить которое путём попытки убийства Винтера не удалось.
Наказание за борьбу с преступлениями.
Неудивительно, что после всего этого требовать от Григория неукоснительной корректности по отношению к своим «оппонентам» было бы сложно. И вот за одно нецензурное слово в адрес бывшего мэра г. Череповца Авдеевой и главы города Гусевой, опубликованное в двух постах социальной сети на его закрытой личной странице, Винтер решением Череповецкого Мирового суда, вступившего в силу 26 августа 2019 г., получил наказание в виде 280 часов обязательных работ. Кроме того, его обязали выплатить 60 тысяч рублей в виде компенсации за моральный ущерб, причиненный Гусевой и Авдеевой. Впрочем, тем этой суммы показалось мало, и они требуют компенсации в размере миллиона рублей. Такая сумма взялась из оценки стоимости библиотеки родителей Винтера, которую последние собирали всю жизнь – проще говоря, Авдеева и Гусева хотят экспроприировать и нажиться на имуществе Винтера, который из последних сил тянет свой зооприют с больными и изъятыми из страшных условий животными. И это несмотря на то, что, во-первых, с весны 2019 г. оскорбление властей в интернете де-факто декриминализовано и является административным правонарушением. Во-вторых, ни Авдеева, ни Гусева не попадают под официальное определение представителей власти, изложенное в статье 318 УК РФ. Иные документы, в том числе разработанные Государственной Думой, также не дают им таких прав. Отсюда: Авдеева и Гусева не являются объектами преступления, предусмотренного статьёй, по которой осуждён Винтер. Ну и, естественно, сами следствие и суд тоже проходили по местным понятиям. Следователь Бирюкова возбудила производство по делу, уверяя, что страница Винтера «доступна всем в сети Интернет», хотя на тот момент аккаунт был давно закрыт настройками приватности. Бирюкова не удовлетворила ни одного ходатайства защиты: не допросила ни одного свидетеля со стороны Винтера, не произвела необходимых экспертиз, доказывающих, что Гусева и Авдеева обладают полномочиями представителей власти. Присутствовать на основной части суда Григорию запретили. Воспользовавшись болезнью адвоката, назначили защитника от государства – некоего Филимонова, который умудрился вместе со стороной обвинения рассмотреть всё дело за 2 заседания (предварительная часть суда шла 7 заседаний). Винтеру не было вручено обвинительное заключение – последний раз Винтер видел свой экземпляр обвинительного заключения в руках представителя прокуратуры уже на суде. С уголовным делом в полном объёме он так и не был ознакомлен. А поначалу от него вообще пытались требовать ознакомиться с 4 томами дела за 2 часа.
Особая тема – обыск в квартире правозащитника во время следствия. Рано утром семь человек ворвались к нему в квартиру. Устроив погром, они прыгали на антикварных книгах и глумились над домашними животными правозащитника. Это притом, что инкриминированное Григорию преступление совершено в интернете, поэтому для его подтверждения обыск в квартире не требуется.
Но вместо того, чтобы, учитывая комплекс нарушений, допущенных в ходе следствия и суда, признать приговор незаконным, а Винтера – имеющим право на компенсацию за незаконное судебное преследование, происходит обратное. Уже не Авдеева с Гусевой, а структура УФСИН (вспомним разоблачение Винтером пыток в этом ведомстве) вдруг начинает требовать для Григория вместо обязательных работ лишения свободы.
Ранее, в сентябре, правозащитник четыре раза посетил уголовно-исполнительную инспекцию, где подал несколько ходатайств, в которых просил подобрать труд, соответствующий его квалификации и состоянию здоровья. На ходатайство назначить медицинскую комиссию для назначения работ, соответствующих состоянию здоровья, Винтеру так и не ответили…
Заключение:
Власти Вологодской области считают, что государство будущего, о котором мечтает Путин – это сложившаяся в городе Череповце общественная система.
Если это действительно так, то это настоящий оруэлловский «1984».
Виктор Шейко, участник Движения «За права человека»