Информация об эпидемической ситуации в пенитенциарных учреждениях должна быть публичной
Мы все — не только наблюдатели, но и участники драмы под названием пандемия коронавируса. Весь мир ищет способы, как из нее выйти с наименьшими потерями. И мы видим, как важна при этом открытая честная информация. Если ее нет или она искажена, возможны трагические ошибки. В открытом обществе ошибки, иногда неизбежные, можно исправить, что и происходит сейчас, например, в Москве. Но правозащитников очень беспокоит то, что происходит в российских колониях и СИЗО. Там ситуация напоминает черную дыру: что-то прорывается наружу, но проверить скудные сведения невозможно. Например, буквально сегодня до нас дошла информация, что якобы УФСИН РФ по Вологодской области этапирует в колонии заключённых, часть из которых не совсем здорова: у них симптомы, схожие с симптомами коронавирусной инфекции. Такая же изформация — из СИЗО-1(Матросская тишина). Об этом сообщают сами заключённые — УФСИН всё отрицает. Что из этого можно назвать достоверными сведениями, сейчас сказать трудно. Однако нетрудно предположить, что, если тлеющая там опасная инфекция наберет силу, произойдет непоправимое.
Мы обращаемся к руководству пенитенциарной системы с требованием немедленно предоставить публичную информацию о распространении коронавируса в их ведомстве.
Если вы поддерживаете это требование, подпишите заявление правозащитников на change.org, пройдя по ссылке
Информация об эпидемической ситуации в пенитенциарных учреждениях должна быть публичной
Заявление
17 апреля 2020 года
Мы, правозащитники, журналисты, адвокаты, общественные активисты и другие российские граждане, крайне обеспокоены полной информационной изоляцией пенитенциарных учреждений в России на фоне распространения эпидемии коронавирусной инфекции и отсутствием своевременной и полной официальной информации об эпидемической ситуации в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН).
Отсутствие официальной информации усугубляется препятствиями в допуске адвокатов и членов Общественных наблюдательных комиссий (далее – ОНК) в учреждения ФСИН, а в ряде регионов введением и полного запрета, а также запретом свиданий с родственниками в рамках принимаемых властями мер повышенной готовности. В то же время СМИ регулярно публикуют материалы о неблагоприятной эпидемической ситуации в российских следственных изоляторах (далее – СИЗО), колониях и тюрьмах. Правозащитники и адвокаты каждый день получают из разных регионов страны сообщения от заключенных и их родственников об ухудшении здоровья людей, находящихся в условиях лишения свободы, и об отсутствии адекватных мер со стороны администраций учреждений. Эпидемическая ситуация требует, чтобы эти меры были масштабными и профессиональными и соответствовали требованиям Министерства здравоохранения, так как российское законодательство гарантирует соблюдение общегражданских стандартов в оказании медицинской помощи в пенитенциарных учреждениях. В частности, согласно Временным методическим рекомендациям по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, опубликованным Министерством здравоохранения[1], все случаи острой респираторной вирусной инфекции (далее — ОРВИ) должны рассматриваться как подозрение на COVID-19. Методические рекомендации Минздрава также говорят о том, что все находящиеся в учреждениях постоянного пребывания независимо от организационно-правовой формы подлежат обязательному лабораторному обследованию на COVID-19.
На основе сообщений от заключенных и их родственников правозащитники направляют запросы в региональные управления Федеральной службы исполнения наказаний и в прокуратуры с требованием провести проверки и обеспечить меры безопасности, защищающие как заключенных, так и сотрудников ФСИН, и препятствующие распространению инфекции, а также обеспечить адекватную медицинскую помощь заболевшим. Однако в ответ на эти запросы поступают молниеносные опровержения и формальные отписки от представителей ФСИН, утверждающие, что ситуация под контролем, случаев заражения не зафиксировано, а медицинские части работают круглосуточно. В некоторых случаях региональные управления ФСИН допускают абсурдные утверждения о том, что, например, они «не усматривает оснований предоставлять такую информацию», поскольку «осуществление контроля в области прав человека в системе ФСИН» со стороны правозащитных организаций «противоречит требованиям нормативных актов. В соответствии со статьей 87 ФЗ № 323-2011 «Об основах охраны здоровья] граждан в РФ» контроль в сфере здравоохранения осуществляют уполномоченные государственные органы. Контроль со стороны общественных организаций Законом не предусмотрен»[2]. Такие утверждения прямо противоречат пункту 6 статьи 2 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, в которой говорится, что «ФСИН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями».
Сложившаяся практика информационной блокады и полной закрытости учреждений ФСИН от общества в ходе эпидемии COVID-19 недопустима и должна быть безотлагательно прекращена. ФСИН, как государственный орган, несет обязательства по обеспечению права на жизнь и здоровье людей, находящихся под ее контролем. Важной частью этих обязательств является соблюдение принципа открытости и подотчетности перед обществом.
Общество имеет полное право знать, что реально происходит в пенитенциарных учреждениях и какие меры принимаются их администрациями для защиты здоровья содержащихся в них заключенных и работающих в учреждениях сотрудников. Учреждения ФСИН изолируют людей, осужденных судом за преступления или подозреваемых в преступлениях, но эти учреждения не изолированы от общества, начиная с того, что они располагаются в непосредственной близости к населенным пунктам, заканчивая тем, что они функционируют в тесном взаимодействии с другими государственными учреждениями — Минздравом, МВД, прокуратурой. Люди, в них содержащиеся, и люди, в них работающие, — это наши граждане, забота о здоровье которых — одна из первостепенных задач государства.
Мы требуем:
• опубликовать результаты проведенных лабораторных исследований у заключенных и сотрудников учреждений ФСИН на предмет коронавирусной инфекции и пневмонии и регулярно, в ежедневном режиме обновлять и публиковать данные с разбивкой по регионам и учреждениям;
• опубликовать данные о принимаемых и принятых мерах в соответствии с рекомендациями Минздрава как в отношении заключенных, так и в отношении сотрудников по обеспечению нераспространения инфекции, включая ОРВИ, и регулярно, в ежедневном режиме обновлять и публиковать данные с разбивкой по регионам и учреждениям;
• опубликовать данные о ситуации с переводами (этапами) заключенных из одного учреждения в другое и о том, какие меры предпринимаются в ходе этих мероприятий в соответствии с рекомендациями Минздрава по обеспечению нераспространения инфекции, включая ОРВИ, в ежедневном режиме обновлять и публиковать данные с разбивкой по регионам и учреждениям;
• опубликовать информацию о других принимаемых мерах, направленных на контроль распространения инфекции, в том числе, о мерах, направленных на снижение численности заключенных в учреждениях ФСИН.
• опубликовать данные о том, какое количество дел в отношении лиц, прошедших административными комиссиями с положительными рекомендациями по условно-досрочному освобождению, замене наказания более мягким, не рассмотрены судами в связи с карантинными ограничениями,.
_________________
[1] Пятая версия методических рекомендаций по коронавирусу стала доступна в виде инфографики. 14.04.2020. Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. https://www.rosminzdrav.ru/news/2020/04/14/13714-pyataya-versiya-metodicheskih-rekomendatsiy-po-koronavirusu-stala-dostupna-v-vide-infografiki
[2]Ответ на запрос юриста Ассоциации «Правовая основа» Я.С. Гельмель из Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66, Екатеринбург, 13.04. 2020 No ОГ-157-479
Подписи:
Ирина Алебастрова, доктор юридических наук
Галина Арапова, директор Центра защиты прав СМИ
Светлана Астраханцева, исполнительный директор Московской Хельсинкской группы
Вячеслав Бахмин, сопредседатель Московской Хельсинкской группы
Ирина Бирюкова, адвокат Фонда «Общественный вердикт»
Валерий Борщев, сопредседатель Московской Хельсинкской группы
Александр Верховский, директор Центра «Сова»
Светлана Ганнушкина, председатель, Комитет «Гражданское содействие»
Яна Гельмель, юрист Ассоциации «Правовая основа»
Вера Гончарова, адвокат
Сергей Давидис, руководитель Программы поддержки политзаключенных Правозащитного центра «Мемориал»
Юрий Джибладзе, Центр развития демократии и прав человека
Аркадий Дубнов, политолог
Григорий Дурново, ОВД-Инфо
Наталия Дзядко, директор Центра содействия реформе уголовного правосудия
Наталия Евдокимова, ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Дмитрий Егошин, руководитель Юридической практики по правам Фонда «Общественный вердикт»
Александр Ермоленко, кандидат юридических наук
Роман Качанов адвокат, председатель МОО «Межрегиональный центр прав человека»
Сергей Кривенко, координатор Правозащитной инициативы «Гражданин и Армия»
Леонид Крикун, адвокат, Международная коллегия адвокатов «Санкт-Петербург», член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Ольга Кряжкова, кандидат юридических наук, член редколлегии журнала «Сравнительное конституционное обозрение»
Наталья Котеночкина, адвокат
Елена Лукьянова, доктор юридических наук, АНО «Агентство мониторинга эффективности правоприменения»
Сергей Лукашевский, член Московской Хельсинкской группы, исполнительный директор Сахаровского центра
Дмитрий Макаров, сопредседатель Московской Хельсинкской группы
Ева Меркачёва, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, обозреватель «Московского комсомольца»
Каринна Москаленко, Адвокат, член МХГ , Руководитель программ Центра содействия международной защите
Леонид Никитинский, обозреватель «Новой газеты», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Олег Орлов, член Совета Правозащитного центра «Мемориал»
Александр Передрук, адвокат, член Комиссии по правам человека Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга
Ольга Подоплелова, юрист Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям
Сергей Подузов, сопредседатель МОПО «Человек и Закон»
Элла Полякова, «Солдатские матери Санкт-Петербурга»
Лев Пономарев, председатель Национальной общественной организации «За права человека»
Ирина Сергеева, правовой эксперт Центра содействия международной защите, юрист Московской Хельсинкской группы
Мария Серновец, адвокат
Илья Сиволдаев, юрист Дома прав человека Воронежа
Ольга Сидорович, директор, Институт права и публичной политики
Анита Соболева, старший юрист Института права и публичной политики
Алексей Соколов, директор Ассоциации «Правовая основа»
Ирина Сурат, филолог
Наталья Таубина, директор Фонда «Общественный вердикт»
Оюб Титиев, сотрудник ПЦ «Мемориал» и Комитета «Гражданское Содействие»
Валентина Череватенко, председатель-координатор РОПО «Союз «Женщины Дона»»
Святослав Хроменков, правозащитник, председатель ИРПОО Сибирь без пыток
Сергей Шаргунов, писатель, главный редактор журнала «Юность», заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ
Елена Шахова, председатель СПб ОО «Гражданский контроль»
Денис Шедов, юрист в ОВД-Инфо
Валентин Гефтер, директор АНО «Институт прав человека»
Уведомление: Информация об эпидемической ситуации в пенитенциарных учреждениях должна быть публичной | Правозащитники Урала