Правозащитники предложили Госдуме рассмотреть альтернативный вариант законопроекта против пыток
Комитет против пыток и фонд «Общественный вердикт» предлагают Госдуме рассмотреть альтернативный вариант законопроекта против пыток.
«Мы считаем, что прошедший первое чтение проект закона Клишаса, Крашенниникова и Полетаева не способен решить проблему пыток в России. И сам законопроект, и его поспешное рассмотрение в парламенте – это плохо прикрытая попытка как можно скорее снизить градус напряжения в обществе, предложив «пустышку» вместо того, чтобы начать системно бороться с проблемой пыток», – говорится в сообщении.
Правозащитники предложили законодателям рассмотреть альтернативный вариант, совместно созданный организациями, которые не в теории, а на практике борются с пытками в России.
Среди серьезных недоработок законопроекта, принятого в первом чтении Госдумой, правозащитники выделяют следующие ключевые моменты.
Пытки не выделены в отдельную статью УК РФ. Определение в примечании к законопроекту, вопреки утверждениям его авторов, противоречит обязательным для России международным требованиям.
Проект закона полностью игнорирует факт того, что пытки – это чаще всего спланированное групповое преступление. А значит, это самостоятельное преступление особой тяжести.
Проект закона сознательно и грубо не учитывает неотъемлемую часть определения Конвенции, которая говорит о виновности лиц с чьего молчаливого согласия, попустительства или поощрения происходят пытки. Эта часть намеренно пропала, что не мешает авторам на пленарном заседании настаивать на том, что их законопроект соответствует Конвенции.
Еще один недостаток проекта Крашенинникова, Клишаса и Полетаева – дублирование составов, когда, по сути, одно и тоже преступление попадает под действие разных статей.
Предусматривается, что ч. 3 ст. 286 будет продолжать действовать. Это значит, что правоприменителям создают удобный способ продолжать работать по старому шаблону, и фактически непреодолимую сложность – как разграничить превышение с насилием от превышения с пыткой. Тем самым, авторы законопроекта фактически обрекают следователей на манипуляции. Устойчивое и предсказуемое правоприменение будет затруднено.
Иллюстрация: https://pytkam.net