Принят в первом чтении законопроект о пытках

Депутаты Госдумы 16 февраля 2022 года приняли в первом чтении законопроект, который ужесточает ответственность за пытки. Документ, подготовленный сенатором Клишасом и депутатом Крашенинниковым, предлагает усилить наказание за пытки, которые организуют или проводят представители власти для принуждения к даче показаний или запугивания.

Согласно принятому в первом чтении законопроекту, представители власти, совершившие пытки, могут быть приговорены к лишению свободы на срок до 12 лет. Согласно действующему законодательству, предусмотрено наказание до семи лет. Проект переводит пытки в разряд особо тяжких преступлений, что увеличивает срок давности по ним до 15 лет.

Член СПЧ Ева Меркачева заявила, что «законопроект не положит конец пыткам, а только будет создавать иллюзию борьбы с ними». По словам правозащитницы, еще никогда тему пыток не поднимали на столь серьезный уровень, она на контроле у главы государства. При участии правозащитного сообщества был тщательно подготовлен законопроект, который хотела озвучить сенатор Людмила Нарусова. Но на ее законопроект не было получено заключение правительства, оно пришло только 14 февраля.

Эксперты оценили документ Клишаса–Крашенинникова как спойлеровский по отношению к проекту Нарусовой. Также разными правозащитными организациями были представлены еще три законопроекта, из которых в итоге сделали один объединенный.

Таким образом, на сегодняшний день есть три законопроекта о пытках, но рассматриваться в первом чтении будет только первый – Клишаса и Крашенинникова. В итоге пытки не станут отдельным составом преступления, они будут квалифицирующим признаком к другим преступлениям: «превышение должностных полномочий» и «принуждение к даче показаний». По словам Евы Меркачевой, это «все равно как судить за кражу, где отягчающее обстоятельство – убийство».

Если будет принят этот законопроект, окажется, что Россия не соблюдает международные обязательства. Хотя в поручении президента четко сказано: понятие «пытка» должно соответствовать Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Превращение пыток в квалифицирующий признак, а не в самостоятельную статью УК не позволяет утяжелять ответственность за них, а именно: учитывать групповой характер преступления или его совершение по предварительному сговору. Предлагаемое Клишасом и Крашенинниковым определение пыток также исключает ответственность тех, кто давал указание пытать, с чьего молчаливого согласия или попустительства пытки совершаются. То есть ответственность будут нести только исполнители.

 

Фото: https://rusvesna.su

 

Источник: https://www.rbc.ru

Источник: https://www.mk.ru

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека", РООССПЧ "Горячая Линия" и Фонд "В защиту прав заключенных" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
1 ноября 2019 года решением Верховного суда РФ Движение "За права человека" было окончательно ликвидировано.