«…в Минсельхозе КБР придумали коррупционный механизм предоставления крупным хозяйствам практически около 90% всего лимита бюджетных средств…»

Председателю Счетной палаты России А.Л. КУДРИНУ, Министру сельского хозяйства России Д.Н. ПАТРУШЕВУ, Главе Кабардино-Балкарской Республики К.В. КОКОВУ, Прокурору Кабардино-Балкарской Республики Н.А. ХАБАРОВУ

О превышении полномочий министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики при распределении государственных субсидий в поддержку сельского хозяйства.

 Заявление

В адрес наших общественных и политических организаций поступают многочисленные жалобы от микробизнеса, фермеров, индивидуальных предпринимателей и других сельхозпроизводителей на невозможность получение средств государственной  поддержки добросовестными и законопослушными предпринимателями и гражданами по различным программам  в связи с непрозрачностью рассмотрения заявок, нарушением Минсельхозом КБР утвержденных нормативно-правовых актов Правительства РФ и Минсельхоза РФ, а также Правительства КБР, путем создания  коррупционных условий.

С 2016 года многие участники программы развития агропромышленного комплекса (сельхозпроизводители), осуществляющие закладку многолетних насаждений (плодово-ягодные), не могут получать субсидии годами. Нормативные акты меняются почти каждый год. При этом Минсельхоз КБР регулярно изощряется в разработке нормативных актов регулирующих механизм предоставления субсидий и утверждению ставок субсидий исключительно в интересах крупных сельхозпроизводителей, игнорируя интересы микробизнеса, фермеров, малых и индивидуальных предпринимателей и других форм. Объединение субсидирования в области растениеводства и фермерских хозяйств в одно направление позволило региональным минсельхозам кардинально увеличить долю бюджетных средств в пользу крупных садоводческих хозяйств в ущерб грантовой поддержки фермерских хозяйств.

Так постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 06.04.2021) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» утверждены правила предоставления субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями. В частности, утверждены повышающие коэффициенты, применяемые к ставкам на закладку многолетних насаждений в зависимости от плотности посадки растений на один га (от 1.4 до 3). Ставки субсидий согласно данному постановлению утверждают уполномоченные органы субъектов Российской федерации, т.е. региональными минсельхозами.

Постановлением Правительства КБР от 06 апреля 2020 г. № 65-ПП утверждены Правила предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, которыми в том числе   утверждены повышающие коэффициенты  к ставкам на закладку многолетних насаждений в зависимости от плотности посадки растений на один га (от 1,4 до 3). Таким образом Правительство КБР приняло законное решение, установив повышающие коэффициенты, применяемые к ставкам на закладку многолетних насаждений в зависимости от плотности посадки растений на один га (от 1,4 до 3), т.е. в пределах коэффициентов, утвержденных постановлением Правительства РФ.

Однако, с названными постановлениями Правительства РФ и Правительства КБР не согласился Министр сельского хозяйства республики Сижажев Хасан Лябидович, который проявив непонятную заинтересованность, «весьма смело», совершил превышение своих полномочий, может быть, по сговору с крупными сельхозпроизводителями. Приказом Минсельхоза КБР от 15.04.2020 года №30 были установлены ставки субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями. Согласно приложению к приказу минимальная ставка на выплату субсидий на закладку садов интенсивного типа с плотностью посадки от 800 до 1250 деревьев на 1 га установлена в сумме — 51 600 руб. на 1 га. Более того, приказом Минсельхоза КБР от 07.05.2020 №47 «О сроке представления документов», был установлен срок приема документов в 2020 году с 8 по 15 мая, фактически только 4 рабочих дня, в период действия правовых актов о необходимости находиться на самоизоляции и введения карантинных ограничительных мероприятий на передвижение. Сложилось мнение, что за четыре рабочих дня невозможно собрать большой пакет документов.

Приказом Минсельхоза КБР от 31.03.2021г. №28 утверждены размеры ставок субсидии на 2021 год аналогичные ставкам за 2020 год.

К примеру, указанными приказами максимальная ставка субсидий в сумме 1 056 000 рублей установлена для садов интенсивного типа с плотностью посадки деревьев от 3501 на 1 га и установкой противоградовой сетки. Как было указано выше, согласно федеральным и республиканским Правилам предоставления субсидии  применяется трехкратный повышающий коэффициент. И если  правильно рассчитать размер субсидии по формуле для такого вида интенсивных садов, то получится размер субсидии на 1 га в сумме – 154 000 руб.

Раз.суб.= Ст.суб. х Коэф. = 51600 х 3  = 154 000 руб./га

Раз.суб.- размер причитающейся субсидии

Ст.суб.- утвержденная минимальная  ставка

Коэф. – повышающий коэффициент в зависимости от плотности посадки

Из этого следует, что в нарушение федеральных и республиканских правил, Минсельхоз КБР установил произвольно  минимальную и максимальную ставку субсидии, превышающую более чем в 20 развместо трехкратного увеличения.

Это привело к тому, что за счет снижения ставок садоводам с плотностью посадки деревьев от 800 до 2500, увеличены суммы субсидий в интересах крупных сельхозпроизводителей. В результате просубсидированными  в 2020 оказались только около 700 га из заложенных только  в 2020 году 1380 га, т.е. около 50% не считая заложенных в 2019 году и не получивших субсидии.

За 2020 год общая сумма выплаченных субсидий составила около 650 млн.руб. Из которых около 450 млн.руб., т.е. 69% выплачено только шести крупным сельхозпроизводителям. Именно по этой причине из 250 заявителей, которые подали заявку на получение субсидии-получили только 31, т.е. 12,4%Такая же ситуация и за предыдущие годы.

Таким образом без субсидии в 2020г. остались 220 малых предпринимателей, которые имели неоспоримое право на получение субсидии, особенно в условиях короновирусной инфекции и самоизоляции. Эту особенность обязаны были учесть в Прокуратуре КБР и Управлении юстиции по КБР в процессе антикоррупционной экспертизы, а также в Правительстве КБР, когда принималось постановление. Абсолютно справедливо было бы утвердить для всех участников единую минимальную ставку с возможностью применения повышающих коэффициентов от 1,4 до 3 с учетом плотности закладки на один га.

Дело в том, что предоставление государственных субсидий производится не в порядке конкурсного отбора. Все сельхозпроизводители, которые подали заявки в установленный период и представили безупречно все требуемые документы, имеют равные права на получение субсидий. Лимит бюджетных средств должен быть распределен между всеми заявителями пропорционально заявленным суммам. А в Минсельхозе КБР придумали коррупционный механизм предоставления крупным хозяйствам практически около 90% всего лимита бюджетных средств путем манипуляции размерами ставки субсидии, которые утверждаются Минсельхозом. Суть манипуляции состоит в том, что ставки субсидий сгруппированы:

  • Первая группа-минимальная ставка при плотности посадки садов от 800 до 1250 деревьев на один га установлена 51 600 руб.
  • Вторая группа-максимальная ставка при плотности посадки от 3501 на один га установлен 1 056 000 руб.

К первой группе относятся мелкие сельхозпроизводители, а ко второй-крупные хозяйства и им достается почти весь лимит бюджетных средств, которые, видимо оповещаются заранее до появления официального сообщения о начале приема заявок на предоставление субсидий. Поэтому они раньше всех представляют документы. По установленным негласным коррупционным правилам в первую очередь удовлетворяются заявки кто раньше представил документы. Как правило, заявки крупных хозяйств поступают в первый день периода, в течении которого производится прием документов. В связи с этим незаконная переплата субсидий за 2020 год составила около 500 млн.руб., что по существу является хищением федеральных бюджетных средств. Почему так поступил господин Сижажев Х. Л. остается загадкой!

В этих условиях о какой эффективности и справедливости при распределении бюджетных средств сельхозпроизводителям может идти речь?

Такое грубое нарушение федерального законодательства при распределении бюджетных средств в пользу 6 крупных получателей субсидии, безусловно, имеет под собой коррупционную составляющую. Этих 650 млн. руб. при эффективном и справедливом распределении бюджетных средств хватило бы на всех заявителей, т.е. есть возможность охватить всех заявителей.

Когда по этому вопросу возникает дискуссия, представители руководства Минсельхоза отвечают, что мол выделенный лимит бюджетных средств недостаточный. Возникает вопрос-почему должны страдать только малые предприниматели? Если денег не хватает, то это общая проблема, нельзя отгораживать от этого крупных сельхозпроизводителей. По нашему мнению, госсубсидию должны получать все законопослушные и добросовестные заявители, которые представили необходимые документы в назначенный период, так как они имеют одинаковые права. Распределение в любом случае должно быть проведено пропорционально заявленным и обоснованным суммам. Это было бы более справедливым, тогда не было бы приоритета крупным сельхозпроизводителям, которые ныне получают крупные и особо крупные субсидии в несколько десятком миллионов руб. (например ООО «Каббалкрастениводство»-160,0 млн. руб.), а 220 заявителей остались без субсидий. Это происходит каждый год.

Таким образом в результате необоснованного установления  повышенного размера ставок в пользу крупных сельхозпроизводителей, в ущерб интересам мелких и малых сельхозпроизводителей, которым ставка была уменьшена в несколько раз  в сравнении с прошлыми годами, Минсельхоз совершил незаконное расходование бюджетных средств.

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

На Минсельхоз КБР возложены полномочия по распределению государственных средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства. При этом уполномоченный орган должен обеспечить эффективное использование бюджетных средств и прозрачность процедур при их распределении. Все эти государственные функции Министерством нарушены. Механизм по порядку регистрации документов минимизирующий коррупциногенные факторы министерством не разработан.

Кроме того, принимая во внимание тот факт, что названные государственные субсидии являются поддержкой государства по компенсации части затрат на развитие садоводства, они должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности получателя, что вызывает сомнение и возникает необходимость их проверки.

С учетом изложенных обстоятельств и в целях правовой оценки нарушения бюджетного, антикоррупционного и антимонопольного законодательства, предотвращения в дальнейшем незаконных и коррупционных действий Министра сельского хозяйства КБР Сижажева Х.Л. просим Вас:

  1. Поручить провести тщательную проверку названных фактов и дать правовую оценку
  2. Потребовать от Правительства КБР отмены незаконного приказа Минсельхоза КБР от 31.03.2021г. №28, по которому планируется продолжить применение в 2021г. повышающих коэффициентов больше чем установлены Правительствами РФ и КБР размеры по крупным садоводческим хозяйствам в 20 раз
  3. Рассмотреть вопрос о возможности возврата в федеральный бюджет незаконно переплаченную сумму в размере 500,0 млн. руб.
  4. Правительству КБР рассмотреть вопрос об ответственности Министра сельского хозяйства КБР Сижажева Х. Л. за нарушение бюджетного, антикоррупционного и антимонопольного законодательства и незаконную переплату государственных субсидий.
  5. Поручить Прокуратуре КБР и Управлению юстиции Министерства юстиции РФ по КБР повысить требовательность к качеству нормативно-правовых документов, предоставляемых Министерством сельского хозяйства КБР, при наличии ссылки на нормативно-правовые акты РФ, проверить соответствие подготовленного проекта с ними. Обеспечить контроль по недопущению в них коррупционных составляющих.
  6. Поручить Контрольно-счетной палате КБР проверить обоснованность выплаты государственных субсидий шести крупным сельхозпроизводителям в общей сумме 450,0 млн. руб. (69% общего лимита) и соблюдение ФЗ «О бухгалтерском учете» в части достоверного отражения полученных средств на счетах бухгалтерского учета и финансовой отчетности получателя.

С уважением,

Руководитель Общественного комитета «За мир и межнациональное согласие в Кабардино-Балкарской Республике» Ж.М. ГУБАЧИКОВ

Первый Заместитель Председателя Координационного совета адыгских общественных объединений в Кабардино-Балкарской Республике М.Г. ЧЕЧЕНОВ

Руководитель Кабардино-Балкарского регионального отделения Политической партии «Яблоко» Х.Д. КУЧМЕЗОВ

Руководитель Правозащитного центра в Кабардино-Балкарской Республике В.Н. ХАТАЖУКОВ

12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека", РООССПЧ "Горячая Линия" и Фонд "В защиту прав заключенных" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
1 ноября 2019 года решением Верховного суда РФ Движение "За права человека" было окончательно ликвидировано.