Заявление ООД «За права человека» по поводу задержания Алексея Навального и Леонида Волкова, а также запрета митинга в Нижнем Новгороде
Алексей Навальный был задержан сегодня утром на выходе из своего дома и доставлен в ОМВД по Даниловскому району г. Москвы. Чуть позже в Нижнем Новгороде был задержан глава штаба Алексея Навального Леонид Волков. На Волкова составлен протокол об административном правонарушении по ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — повторное нарушение организации либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении мероприятия. Что вменяют в вину Алексею Навальному пока неизвестно. Леониду Волкову грозит административный штраф от 150 тысяч до 300 тысяч рублей, или административный арест на срок до тридцати суток.
_____________________________
18 сентября 2017 года согласно ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в установленный законом срок — не раньше 15 дней и не позднее 10 дней до митинга — одной из сторонниц Алексея Навального Татьяной Аршиновой было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга на площади Максима Горького в Нижнем Новгороде. Дата и время: 29 сентября 2017 года с 18.00 до 21.00. Форма и содержание уведомления полностью соответствовали требованиям ст. 7 54-ФЗ, что нижегородскими властями не оспаривается.
На следующий день, 19 сентября, Управление по безопасности и мобилизационной подготовке Администрации Нижнего Новгорода направило организаторам письмо № 04-10765/82/1-17 за подписью начальника Управления Ильченко А.Г., в котором сообщалось, что заявленное организаторами место проведения митинга находится на территории, непосредственно прилегающей к зданиям: Дома связи, Академии МВД России, школе, сети аптек и т.д. Также а ответе указывается, что согласно ст. 4 Закона Нижегородской области № 196-З установлен запрет проведения публичных мероприятий в непосредственной близости от вышеуказанных зданий.
Между тем, вышеуказанная статья Закона гласит:
«Органы, в которые направляются уведомления о проведении публичных мероприятий в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, могут предлагать иное в отличие от указанного в уведомлении место проведения публичного мероприятия, пригодное для этих целей, на территории того же муниципального образования, исключающее угрозу безопасности участников данного публичного мероприятия, близость к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности».
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Очевидно, что публичные места, перечисленные в ответе Администрации Нижнего Новгорода, не могут относиться к «объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности». Несмотря на это несоответствие, организаторы митинга не стали настаивать на своем месте проведения мероприятия, а согласились провести его на одной из восьми альтернативных незанятых площадок, предложенных Администрацией в этом же ответе: площадь Маркина в Нижегородском районе Нижнего Новгорода. О чем и известили Администрацию в положенный законом срок, отправив свое согласие 22 сентября 2017 года. С этого момента мероприятие следует считать согласованным.
Внезапно, 24 сентября, в воскресенье, выходной день, городская Администрация Нижнего Новгорода на официальном сайте размещает информацию для организаторов митинга. В сообщении указано, что уведомление, поступившее 22 сентября, было рассмотрено в отведенные законом сроки. «Специалисты управления по безопасности и мобилизационной подготовке предприняли все усилия для того, чтобы вручить вам как организатору проведения публичного мероприятия официальный письменный ответ о невозможности проведения митинга 29 сентября 2017 года. В этот день с 18:00 до 21:00 пл. Маркина занята организаторами другого публичного мероприятия. При этом вам было предложено рассмотреть возможность проведения данного мероприятия в специально отведенном для этого месте в другой день».
Согласно ч. 3. ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
То есть, органы исполнительной власти могут вести переговоры с организаторами публичного мероприятия, касаемо места проведения. Но никак не даты и времени его проведения. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П, орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы публичное мероприятие состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. Иное не только противоречило бы предписаниям самого Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», но и не соответствовало бы Конституции Российской Федерации, которая исходит из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и допускает ограничение конституционных прав и свобод, включая право на свободу мирных собраний лишь в случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом мы делаем вывод о том, что в отношении Алексея Навального и Леонида Волкова были противоправно применены меры административного задержания и доставления в отдел полиции. Все действия организаторов мероприятия в Нижнем Новгороде носили исключительно правовой характер, а Администрация города Нижний Новгород нарушила права и законные интересы организаторов митинга 29 сентября в Нижнем Новгороде, а также людей, которые планировали участвовать в нем. Мы требуем прекратить противоправные действия против Алексея Навального и Леонида Волкова, и не чинить препятствия в проведении сегодня публичного мероприятия.
ООД «За права человека», 29.09.2017